Site icon Бит Жизни!

Фино-угры от глубокой древности до наших дней.

Фино-угры на "Бит жизни!"

Любая национальная, этническая общность начинается прежде всего с истории, легенд, мифов и музыки. Всем тем, чем живет народ этой общности, что он видит каждый день, за чем наблюдает, что делает, а все это складывается из вековых традиций, передаваемых из поколения в поколения.

Записей не найдено.

Среди проживающих сегодня на планете есть немало уникальных, самобытных и даже немного загадочных народов и народностей. К таким, несомненно, можно отнести и финно-угорские народы, которые считаются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. В нее входит 24 народа. 17 из них проживают на территории РФ.

Историю финно-угорских племен хотелось бы начать с национальной сказки. Именно сказки, легенды, мифы своего народа слышит каждый человек с самых первый дней своей жизни, впитывая национальную культуру с молоком матери.

Фино-угорская сказка

Жил-был Петух. Всё он делал по-своему. Ночью, когда все петухи спали, он начинал кукарекать.Всем соседям он надоел, стали жаловаться хозяевам:

—Зачем такого петуха держать? Отруби голову.ты и сам спокойно будешь спать, и мы не будем вскакивать ночью.

Хозяину Петуха стало жалко, а соседи всё жаловались. Отнёс не послушника в лес, там и оставил.Сам сказал:

—Коли ты не слушаешся,ищи себе нового хозяина.

Идёт Петух по лесу, песни поёт. Встретил Зайца. Спрашивает:

—Длинные уши, ты не знаешь, где живёт Хозяин леса?

—Не знаю,- говорит Заяц.—Я сам второй день его ищу.

—Тогда пошли вместе.

Шли, шли, встретили Лису.

—Лисонька, Лисонька, не знаешь, где живёт Хозяин леса?

—Как не знать? Очень хорошо знаю,-говорит Лиса.—Это мой кум.

—Не обманываешь?—осторожно спрашивает Заяц.

—Ты что, косой? У меня в роду вообще никто не обманывает.

     Поверили Петух и Заяц рыжему хвосту, пошли вместе  с ней к Хозяину леса.

Шли, шли, дошли до маленького домика. Лиса говорит:

—Ждите здесь, а я пойду позову Хозяина леса.

Лиса зашла в домик, быстро вышла назад, весело крикнула:

—Хозяина леса нет дома. Не стесняйтесь, заходите.В домике будем ждать.

Зашли в домик Петух с Зайцем, Лиса закрыла за ними дверь, да ещё палкой заперла. Сама смеётся:

—Думала голодная останусь, а тут пища сама пришла. Да какая вкусная.

Давно не ела зайчатину, а ещё—мясо петушка.

—Заяц стал просить:

—Не ешь нас, Лисонька-сестрёнка, мы тебя ни когда не забудем.

А Лиса веселится-смеётся .Зажег костёр, наполнил ведро водой, поставил на костёр и ждёт, когда закипит вода.

В это время Петух вскочил на скамейку, да как закричит:

—Кукареку! Горим!Караул! Пожар!

Взглянула на него Лиса, а у Петуха правда хвост красноватый, от солнышко кажется огнём горит.Рыжая лиса поверила, как будто правда её дом горит. Выскочила из домика и —побежала в лес.

—Ой, горим!—кричит.—Горим!Помогите!

Петух и Заяц тоже побежали, только в другую сторону.

—Не пойду больше искать Хозяина леса,—говорит Заяц.

—Я тоже больше не хочу искать,—сказал петух.—Вернусь к своему хозяину и буду его слушать.Утром буду кукарекать, а ночью спать.

Тек и сделал Петух. Не зря говорят: «Семь земель пройди, а свой дом ближе всех»

Конечно же таких сказок очень много и всех их в одной статье пересказать просто не реально. Поэтому здесь мы расскажем только одну.

Немного истории

Финно-угорский этнос – один из самых древних, возраст первых захоронений, которые смогли исследовать генетики – более 4 тысяч лет до нашей эры. В то время, когда шумерами была изобретена письменность, за два тысячелетия до строительства египетских пирамид и Стоунхенджа, эти племена уже создавали керамические изделия, имели устойчивые традиции и верования.

Однако, на территории между Уралом и Балтийским морем, где были распространены ответвления этого этноса, есть и более старые захоронения, их возраст – 10-12 тысяч лет. Но определить, имели ли они генетическое родство с финно-угорскими племенами, к сожалению, невозможно.

Этнос имел огромный ареал расселения – часть племен ушла в Карпатский регион, образовав основу современного населения Венгрии. Часть расселилась в северо-западном направлении (современная Эстония и Финляндия, Карелия и Ленобласть). Значительные группы отправились на север, смешались с местным населением, благодаря чему народы приобрели еще более выраженные монголоидные черты.

Состав этноса

Все многочисленные финно-угорские народы делятся исследователями на несколько погрупп: Прибалтийско-финская, костяк которой составляют довольно многочисленные финны и эстонцы, образовавшие собственные государства. Сюда же относятся сету, ингерманландцы, квены, выру, карелы, ижорцы, вепсы, водь и ливы. Саамская (лопарская), в которую входят жители Скандинавии и Кольского полуострова. Волжско-финская, включающая в себя марийцев и мордву. Последние, в свою очередь, делятся на мокшу и эрзю. Пермская, в состав которой входят коми, коми-пермяки, коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-язьвинцы, бесермяне и удмурты. Угорская. К ней относятся разделенные между собой сотнями километров венгры, ханты и манси.

Тип внешности

 Среди предков финно-угров были как древнеевропейские, так и древнеазиатские племенные сообщества, поэтому во внешности современных представителей можно наблюдать черты, присущие и монголоидной, и европеоидной расам.

Общими чертами к отличительным признакам представителей данного этноса относят средний рост, очень светлые волосы, широкоскулое лицо со вздернутым кверху носом. При этом в каждой народности возможны свои «вариации». Например, мордвины-эрзя имеют рост гораздо выше среднего, но при этом являются ярко выраженными голубоглазыми блондинами. А вот мордвины-мокша, наоборот, низкорослые, и цвет волос у них более темный. Удмурты и марийцы – обладатели «монгольского типа» глаз, что роднит их с монголоидной расой. Но при этом подавляющее большинство представителей народности – светловолосые и светлоглазые. Схожие черты лица встречаются также у многих ижорцев, карелов, води, эстонцев. А вот коми могут быть как темноволосыми обладателями раскосых глаз, так и светловолосыми с ярко выраженными европеоидными чертами.

Финно-угорские племена: расцвет и падение северного ханства

На территории РФ проживают представители всех ветвей финно-угорской группы – угорская, пермская, волжская, прибалтийская группа, а также представители саамской народности.

Одни из самых известных этнических групп – коми, практически сразу перешли под крыло Новгородского княжества.

Они оказались меж двух огней, с одной стороны на них нападали другие, хоть и родственные племена манси, а с другой – постепенно подминали под себя более сильные русичи. Выбрав жизнь под властью инородцев, они смогли избежать уничтожения и стали ударной силой в многовековой войне против манси и хантов. Но при этом утратили часть собственной идентичности – миссионеры во главе со Стефаном Пермским активно внедряли христианство, создали для коми алфавит на основе кириллических и греческих букв.

Народы Сибири не были такими, как их представляют современники, слабыми, безвольными, имеющими неразвитую культуру. Напротив, эти племена имели четкую иерархию, строили укрепления из бревен, целые города, в которых часть жителей имела социальные роли. Существовали и элитные военные отряды, наводившие ужас на новогородцев, а чуть позже и на московских князей.

Воины двигались абсолютно бесшумно, шили обувь из меха, которая помогала передвигаться по лесу мягко, словно дикий зверь. В качестве основного оружия использовались боевые луки и ножи с длинным, узким лезвием. Отличительной особенностью воинов были длинные волосы, заплетенные в две косы, в которых, согласно верованиям, хранилась душа мужчины. Они предпочитали умереть, но не дать их обрезать, поэтому дрались отчаянно.

Стычки между Московским княжеством с союзниками и северными народами продолжались более 400 лет. Точку поставила битва на реке Туре – ханты и манси рассредоточили свои силы, не смогли собрать достаточное количество воинов. А союзники северян, подкупленные казаками, прямо на поле боя оставили их, и перешли на сторону врага. Убитых было так много, что их тела заполнили собой озеро – оно и до сих пор называется «Поганое», а вода непригодна для питья.

Физическое уничтожение боеспособной части населения стало причиной утраты культурного наследия – расселяясь, завоеватели обращали покоренные племена в свою веру, внедряли привычные традиции. Шаманизм заменило христианство, а отсутствие жестких этно-культурных основ и подчиненное положение привело к тому, что когда-то гордый и сильный народ начал искать отдушину в пьянстве. Культура была забыта, проведение ритуалов порицалось и стало уделом единиц.

Экскурс в историю финно-угров

О происхождении и древней истории народов, относящихся к финно-угорским, существует несколько версий. Наиболее популярной из них является та, что предполагает наличие группы людей, говоривших на так называемом финно-угорском праязыке, и примерно до III тыс. до рождества Христова сохранявшей единство. Эта финно-угорская группа народов проживала в районе Урала и западного Приуралья. В те времена предки финно-угров поддерживали связь с индо-иранцами, о чем свидетельствуют всевозможные мифы и языки. Позднее единое сообщество распалось на угорское и финно-пермское. Из второй впоследствии выделились прибалтийско-финская, волжско-финская и пермская языковые подгруппы. Разделение и обособление продолжалось вплоть до первых веков нашей эры. Родиной предков финно-угров ученые считают регион, находящийся на границе Европы с Азией в междуречье Волги и Камы, Приуралье. При этом поселения находились на значительном удалении друг от друга, что, возможно, и явилось причиной того, что они не создали своего единого государства

Основными занятиями племен были земледелие, охота и рыболовство. Наиболее ранние упоминания о них встречаются в документах времен Хазарского каганата. На протяжении многих лет финно-угорские племена выплачивали дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси. В XVI-XVIII века на территория финно-угорских племен начала заселяться тысячами переселенцев с различных регионов Руси. Хозяева зачастую сопротивлялись такому нашествию и не желали признавать власть русских правителей. Особенно яростно сопротивлялись марийцы. Однако, несмотря на сопротивление, постепенно традиции, обычаи и язык «пришельцев» стали вытеснять местную речь и верования. Ассимиляция усилилась в ходе последующей миграции, когда финно-угры стали переезжать в различные регионы России.

 

Человек советский: одна страна, один народ

Финно-угорские племена населяли территорию современной Ленинградской области, а также Карелии. Их покорение было быстрым, напоминало скорее колонизацию, чем военный захват. Культура сохранилась в деревнях, в крупных городах местное население смешалось с приезжими. И отличить коренного жителя от потомков смешанных браков стало практически невозможно.

Сыграла свою роль и советская пропаганда – престиж человека советского, части огромной страны, подчеркивался. В то время, как стремление подчеркнуть свое происхождение, отличие, порицалось. Частью борьбы с проявлением национализма стало переселение представителей отдельных этносов в другие регионы, где они быстро утрачивали свои этнические корни и ассимилировались.

Похожая ситуация была и в северных регионах – Сибирь и другие северные регионы получили «пополнение» украинцами, русскими, немцами и евреями. Насыщенный этнический состав постоянно разбавлялся представителями другой национальности.

Потомки коми, мордвы, ханты и славян называли себя русскими. Отдельные группы постепенно растворялись, словно горсть соли, брошенная в воду. Можно ли назвать это исчезновением финно-угорских народов? Возможно, да. Но часть генотипа этого этноса сохранилась во множестве потомков, и возможно, именно в вас есть что-то от легендарных косатых отыров или мистической чуди белоглазой.

Финно-угорские языки

Изначально существовал единый финно-угорский язык. По мере того, как группа делилась и различные племена расселялись все дальше друг от друга, он видоизменялся, распадался на отдельные наречия и самостоятельные языки. До настоящего времени финно-угорские языки удалось сохранить как крупным народам (финны, венгры, эстонцы), так и небольшим этническим группам (ханты, манси, удмурты и т.д.). Так, в начальных классах ряда российских школ, где обучаются представители финно-угорских народов, изучают саамский, хантыйский и мансийский языки. Коми, марийцы, удмурты, мордва также могут изучать языки своих предков, начиная со средних классов. Другие народы, говорящие на финно-угорских языках, могут также разговаривать на диалектах, схожих с основными языками группы, в которую входят. Например, бессермяне общаются на одном из наречий удмуртского языка, ингерманландцы – на восточном диалекте финского, квены говорят на финском, норвежском или саамском языках. В настоящее время общих слов во всех языках народов, относящихся к финно-уграм, едва наберется около тысячи. Так, «родственную» связь различных народов можно проследить в слове «дом», которое у финнов звучит, как koti, у эстонцев – kodu. Схожее звучание у «куду» (морд.) и «кудо» (марийск.). Живя рядом с другими племенами и народами, финно-угры перенимали от них культуру и язык, но и щедро делились своими. Например, в «богатый и могучий» вошли такие финно-угорские слова, как «тундра», «килька», «салака» и даже «пельмени».

Финно-угорская культура

Памятники культуры финно-угорских народов в виде поселений, захоронений, предметов быта и украшений археологи находят на всей территории обитания этноса. Большая часть памятников относится к началу нашей эры и раннему средневековью. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня. Чаще всего они проявляются в различных обрядах (свадьбы, народные праздники и т.д.), танцах, одежде и обустройстве быта.

Финно-угорская литература историками и исследователями условно разделяется на три группы: Западная, в которую входят произведения венгерских, финских, эстонских писателей и поэтов. Эта литература, на которую оказывали влияние литературы европейских народов, имеет самую богатую историю. Российская, становление которой начинается с XVIII века. К ней относятся произведения авторов коми, марийцев, мордвы, удмуртов. Северная. Самая молодая группа, получившая развитие лишь около века назад. К ней относятся произведения мансийских, ненецких, хантыйских авторов. При этом у всех представителей этноса богатое наследие имеет устное народное творчество. У каждой народности есть многочисленные былины и легенды о героях прошлого. Одним из наиболее знаменитых произведений народного эпоса является «Калевала», повествующая о жизни, верованиях и обычаях предков.

Религиозные предпочтения

Большинство народов, относящихся к финно-уграм, исповедуют православие. Финны, эстонцы и западные саамы придерживаются лютеранской веры, а венгры – католической. При этом в обрядах, большей частью свадебных, сохранены древнии традиции. А вот удмурты и марийцы в некоторых местах до сих пор сохраняют свою древнюю религию, также, как и самодийские и некоторые народы Сибири поклоняются своим богам и исповедуют шаманизм.

Особенности национальной кухни

В древности главным продуктом питания финно-угорских племен была рыба, которую жарили, варили, вялили и даже употребляли в пищу сырой. При этом для каждого вида рыбы был свой собственный способ приготовления. Использовали в пищу и мясо лесных птиц и мелких зверьков, пойманных в силки. Наиболее популярными овощами были репа и редька. Пищу обильно приправляли пряностями, такими, как хрен, лук, борщевик и т.д. Из ячменя и пшеницы финно-угорские народы готовили каши, кисели. Их же использовали и для наполнения домашних колбас. Современная кухня финно-угров, испытавшая сильное влияние соседних народов, почти не имеет особенных традиционных черт. Но почти у каждого народа есть хотя бы одно традиционное или ритуальное блюдо, рецепт которого был донесен до наших дней практически в неизменном виде. Отличительной особенностью кулинарии финно-угорских народов является то, что в пищеприготовлении предпочтение отдается продуктам, выращиваемым в месте проживания народности. А вот привозные ингредиенты используются лишь в самом минимальном количестве.

Сохранять и приумножать С целью сохранения культурного наследия финно-угорских народов и передачи традиций и обычаев предков будущим поколениям повсеместно создаются всевозможные центры и организации. Большое внимание этому уделяется и в РФ. Одной из таких организаций является некоммерческая ассоциация Поволжский центр финно-угорских народов, созданный 11 лет назад (28 апреля 2006 года). В рамках своей работы центр не только помогает большим и малым финно-угорским народностям не утратить свою историю, но и знакомит с ней другие народы России, способствуя укреплению взаимопонимания и дружбы между ними.

 

Exit mobile version