Site icon Бит Жизни!

«Наивное искусство XX-XXI веков» в Музее русского лубка и наивного искусства

Лубок - красивое русское творчество

История Музея русского лубка и наивного искусства в Москве началась в конце 2015 года, когда по решению Департамента культуры были объединены два учреждения — Музей наивного искусства и Московский музей народной графики. Фонды Музея наивного искусства формировались с 1990-х годов, до реорганизации учреждение называлось музейно-выставочным центром «Истоки». Объединив две коллекции, музей стал крупнейшим в стране собранием русского лубка и наивного искусства. Сегодня здесь хранится почти 2000 экспонатов.

Записей не найдено.

Лубок на бересте Сергея и Надежды Орловых
Народная картинка XIX — XX века из собрания МРЛИНИ

Своё название лубок получил от луба (древесина липы), который использовался для гравирования и печати лубочных картинок. В XVIII в. луб заменили медные доски, а в XIX в. – литографские камни, однако название «лубок» закрепилось за этим жанром навсегда.

Самые древние гравюры на дереве появились в Китае в VIII веке, в Европе эта технология известна с XV века. В России лубочные картинки начали активно распространяться в петровские времена: они стали защитой русского народного мировоззрения от заграничных новшеств, привнесенных Петром I. Народную картинку отличает ирония, сказочность, поэтический замысел и искренность её создателя. Лубочным листам свойственны доходчивость и ёмкость образов, изображения отличаются лаконичностью, грубоватым штрихом, яркой раскраской. Часто в лубке содержится развернутое повествование с пояснительными надписями, дополняющими изображение.
На выставке представлены старинные лубки из собрания МРЛИНИ и работы наших современников, продолжающих традиции народной графики.
Сергей и Надежда Орловы – калужские художники декоративно-прикладного искусства. Основное направление их творчества – художественная роспись бересты. На выставке представлены работы в уникальной технике: береста, игла, масло. Оригинальная техника характеризуется многоэтапностью и трудоемкостью работы. После долгой подготовки бересты на неё наносится рисунок. Далее иглами разных размеров продавливается контур. Затем вся поверхность заливается краской темного цвета, которая впитывается в линии, оставленные иглами. Потом лишняя краска начисто стирается, остается четкий контур. После этого картинка расписывается масляными красками в технике лессировок. Работы Сергея и Надежды приковывают к себе внимание, заставляя зрителя вглядываться в каждую деталь и удивляться, как тонки и точны линии и как загадочен сюжет. Берестяной миниатюрой Орловы занимаются вот без малого 20 лет. Их работы выставляются на выставках в России и за рубежом.

Лубок - красивое русское творчество

Текст: сайт музея

Фото: Мираслава Крылова

Exit mobile version