День кузнеца — 14 ноября

День кузнеца - 14 ноября
День кузнеца - 14 ноября
"Бит Жизни!", - Мираслава Крылова.

У кузнеца руки в золоте.
Я праз кузню шла,
Малаток нашла.
Любі мяне, кавалек,
Падарую малаток.

Записей не найдено.

В белорусском народном календаре 14 ноября отмечается Кузьма – покровитель кузнецов. Поэтому этот день можно считать их профессиональным праздником.

Издавна кузнецы уважались в народе и чтились. Сколько сказок про них сложено, сколько песен спето!
Стать кузнецом не так просто, как нам, современным жителям кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от трех и до 10 лет.

Кузня стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа – это кузнец работает. Отливает подковы, подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.

Издавна была известна работа кузнецов, о чем говорят многочисленные археологические раскопки. До 12 века кузнецы были по совместительству и гутниками – мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Где-то в конце 11-начале 13 века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В 14-17 веках произошло дифференцирование кузнецов на отдельные профессии – мечники, ратники, замочники.

Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединятся в цеха. Во второй половине 17 века многие белорусские кузнецы работали в Московской державе, в Италии, Венеции и Франции. Учеба, как и говорилось раньше, могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «вандроўку» по ремесленным центрам и сделать какую то определенную вещь, оценивали которую председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и время выплавки, а также прочность, если речь шла об оружии.Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей – односельчан и жителей окольных деревней. Чаще всего делали нужные в быту вещи – подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи – племянники, братья, сыновья.
До конца 19 века в каждом повете Беларуси насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Обычно кузнецы работали вместе с помощниками- молотобойцами. Кроме горячей и холодной ковки кузнецы осуществляли сварку, различные слесарные и паяльные работы. Так как профессиональна деятельность кузнеца была хорошо оплачиваема и уважаема, хоть порой и тяжелая, то подрастающее поколение в деревне непременно хотело быть представителями сообщности кузнецов. Чтобы быть похожими, дети выдумывали различные игры, где бы фигурировали кузнец или его деятельность. В белорускам фольклоре до наших дней дошло огромное количество таких игр. Вот некоторые из них.

Данная игра называется «Крук» . Для ее проведения дети выбирали довольно просторное место – опушку, часть поля, поляну. Обязательным условием было наличие камня или камней. Один из парней (кузнец) бьет камнем по камню – кует. Рядом с кузнецом два представителя сильной половины человечества берутся за руки. Остальные выбирают «маці», обычно это самый сильный или высокий среди участников. Все становятся один за другим. «Маці», которая стоит впереди, проговаривает звуки: «Кру-кру-кру-кру» . Все повторяют за ним, тем самым, имитируя работу жаровни.

Потом участники бегут к двум стоящим парням, так называемых «ворот» и проходят между ними, взявшись за руки. Ворота же стараются не пропустить проходящих. Кто не пройдет, тот выбывает из игры. Однако дети сильно держаться друг за друга и стараются пройти к кузнецу.

Бит Жизни на YouTube