Этническая музыка – душа народа

Этническая музыка на "Бит Жизни!"
Этническая музыка на "Бит Жизни!"
"Бит Жизни!", - Мираслава Крылова.

Во все времена музыка имела невообразимое влияние на человека. Еще в древнем мире наши предки наряду с инструментами для обработки земли изготавливали музыкальные инструменты. Таинственные и мистические звуки помогали племенам в проведении ритуалов. Благодаря специфическим мелодиям, старейшины вызывали дождь, задабривали недружелюбных богов и просили об удачном урожае. А также, еще из тех времен этническая музыка стала возможностью самоидентификации и демонстрации собственной культуры.

Записей не найдено.

Термином «этническая музыка» называют национальную музыку народов мира, или народный фольклор». Каждая страна имеет свои уникальные и самобытные народные мотивы, но есть что-то общее между этнической музыкой стран мира. Это желание продемонстрировать свою культуру и национальные традиции. Этно музыка, как универсальный и понятный всем язык, выражает стремление и переживания своего народа. Сегодня, народные мотивы обрели второе дыхание и завоевывают сердца огромной аудитории слушателей.

 

Этническая музыка и ее влияние на современную культуру

В современной культуре интерес к этносу проявился в эпоху барокко. В ХХ веке на пике популярности оказался этнос народов Африки, что повлекло за собой становление культурного и музыкального направления под названием джаз. Его особенностью стала музыкальная импровизация и ритмичная мелодия – свинг. Благодаря джазу, сегодня мы стали свидетелями образования целой национальной культуры афроамериканцев.

Также, свое влияние этническая музыка оказала на рок. Популярная во всем мире культовая рок-группа The Beatles часто использовала в своем творчестве индийские национальные мотивы. Кроме восточных мелодий, участники группы играли на классическом индийском инструменте – ситаре.

Культовым исполнителем, обратившимся к истокам, стал Боб Марли. В средине шестидесятых годов прошлого века, Боб Марли произвел настоящий фурор, объединив современную музыку с национальными мотивами народов Ямайки, впоследствии этот стиль получил название регги.

Сегодня можно говорить о влиянии этноса на практически все музыкальные направления:

  • рок: некоторые произведения The Beatles, Led Zeppelin;
  • поп: Шакира, Хулио Иглесиас, Дженнифер Лопес;
  • электронная этно-музыка: Deep Forest, Enigma.

Кроме того, безусловное влияние этнос оказал на становления народных ансамблей, главная цель которых – создание и популяризация народной музыки своей страны.

Этническая, народная музыка России

Этническая музыка на "Бит Жизни!"Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 в. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек – Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.

Ряд условий определил длительное сохранение древних слоев: принятие Русью в конце 10 в., христианства восточного обряда (в отличие от многих стран Европы), монголо-татарское нашествие, впоследствии крепостное право и резкое культурное расслоение общества (с 18 в.), при котором крестьянство и низшие слои городского населения оказались гораздо менее затронутыми европеизацией, чем т.н. образованное общество.

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты – гудок (трехструнная скрипка, известна по раскопкам в древнем Новгороде с конца 12 в.), гусли (народные крыловидные, по данным археологии, относятся к 11 в.; шлемовидные, называемые также псалтирь, – их самые ранние изображения в рукописных книгах относятся к 14 в.). Наиболее известные духовые инструменты: дудка (она же сопель, пищалка) – продольная флейта, известная по данным новгородских раскопок с конца 11 в.; жалейка (рожок) – инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога, появившийся, по некоторым данным, в 18 в.; кувиклы (цевница, флейта Пана – инструмент, известный с 18 в., преимущественно в южном регионе. В летописях упоминаются также военные трубы (изображения на книжных миниатюрах конической и цилиндрической ратных труб относятся к 15–17 вв.), охотничьи рога (та же эпоха), бубны (ратные бубны упомянуты в летописях 12 в.). Распространение в народном быту таких инструментов западноевропейского происхождения, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), относится к самому позднему периоду (19–20 вв.).

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул в каждом цикле, большая их устойчивость; здесь сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды. Древнее происхождение имеют также эпические жанры – былины (старины), скоморошины, некоторые виды духовных стихов (этот жанр представлен в русской музыке как устными, так и письменными, «книжными» образцами, в том числе записанными древнерусской крюковой нотацией, а также некоторые исторические песни. Коренная эпическая традиция дожила до 20 в. в устном крестьянском творчестве в основном на русском Севере, а также у донских казаков.

Наиболее сложным в музыкальном отношении жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма – протяжная, которая предположительно сложилась в 16–17 вв. в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины). К самым поздним жанрам относятся получившие распространение с 19 в. частушки, а также городская лирическая песня (романс).

Первые сборники народных песен были изданы в России во второй половине 18 в. – Собрание русских простых песен с нотами В.Ф.Трутовского (1776–1795) и Собрание народных русских песен с их голосами Н.А.Львова и Ивана Прача (1790). В дальнейшем широкой известностью пользовались собрания народных песен Д.Н.Кашина и И.А.Рупина (1830–1840-е годы). Все они были приспособлены для салонного музицирования. Еще ранее, в середине 18 в., был составлен первый рукописный сборник былин, исторических песен, духовных стихов и др. с нотами, отражающий северную традицию, – т.н. сборник Кирши Данилова, изданный с нотами частично лишь в следующем столетии. Для развития профессионального творчества важную роль сыграли сборники обработок народных песен для голоса с фортепиано композиторов-классиков – М.А.Балакирева (1866), Н.А.Римского-Корсакова (1876 и 1882), П.И.Чайковского, А.К.Лядова, С.М.Ляпунова и др. Сборники Ю.Н.Мельгунова Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные (1879–1885) явились первыми опытами воспроизведения подлинного крестьянского многоголосия. Их продолжили Великорусские песни в народной гармонизации Е.Э.Линевой (1904–1909), где была использована запись на фонограф. В дальнейшем большое значение приобрели масштабные собрания, отражающие либо один фольклорный жанр во всем многообразии форм его бытования, либо данную региональную традицию. Таковы, например, сборники Е.В.Гиппиуса и З.В.Эвальд Песни Пинежья (1937), А.М.Астаховой Былины Севера (1938), А.М.Листопадова Песни донских казаков (1949–1954), Н.Л.Котиковой Русские частушки (1956), А.В.Рудневой Народные песни Курской области (1957) и др. Следует также отметить антологии Русская народная протяжная песня И.И.Земцовского (1966), его же Образцы народного многоголосия (1972), Былины. Русский народный эпос Б.М.Добровольского и В.Коргузалова (1981). Наиболее развернутым трудом, посвященным народному инструментарию, является Атлас музыкальных инструментов народов СССР (К.Вертков, Г.Благодатов, Э.Язовицкая, 1975).

Одним из первых фольклорных коллективов в России стала Славянская капелла Д.А.Агренева-Славянского (основана в 1868), которая пропагандировала русскую и славянскую народную песню в России и за рубежом, хотя нередко в «эстрадных» обработках. В начале 20 в. возникли Оркестр русских народных инструментов В.В.Андреева и Русский народный хор М.Е.Пятницкого: в первом коллективе был расширен и реформирован бытовавший в народе инструментарий, во втором была впервые предпринята попытка исполнения народных песен в их аутентичном виде. В советский период оба ансамбля продолжали свою деятельность; к ним присоединились Северный русский народный хор, Волжский хор, Воронежский хор, Уральский хор, Оркестр русских народных инструментов имени Н.П.Осипова и другие исполнительские коллективы. Однако весьма часто их трактовка народной музыки оказывалась весьма стилизованной, «монументализированной», далекой от подлинника.

В 1960-е годы начали появляться небольшие фольклорные группы, часто состоявшие из молодых музыкантов-профессионалов, ставившие своей целью точное воспроизведение народного репертуара и манеры – обычно определенного региона или даже одного села или группы сел; тогда же получила распространение практика «фольклорных концертов» с участием настоящих народных певцов (первые выступления народных певцов, преимущественно северных сказителей былин, относятся к началу 20 в.). Из этой среды выросли такие коллективы, как Ансамбль народной музыки Д.Покровского и хоровой ансамбль «Сирин» А.Котова: оба коллектива исполняют ныне как народную крестьянскую, так и духовную музыку устной и письменной традиций.

 

Этно-поп, как второе дыхание этнической музыки народов мира

Этническая музыка на "Бит Жизни!"Сегодня специалисты и просто ценители, считают именно этно-поп логическим продолжением этнической музыки. В мире этно-поп обрел огромную популярность и породил множество отдельных музыкальных направлений и течений.

Фолк – это музыкальный жанр, объединивший поп и этнические мотивы. Благодаря этому жанру этнос получил второе дыхание и популярность в средине двадцатого века. Фолк возник в США в средине пятидесятых годов прошлого века, на территории Америки получил название кантри. Яркими представителями этого этнического направления стали американские исполнители Боб Дилан, Джоан Бпэз и Джуди Коллинз.

Кубинская народная музыка – этническое направление, которое характеризируется самобытными местными музыкальными мотивами и классической аранжировкой. Кубинский этнос породил такой уникальный стиль, как пачанга. Яркими представителями стиля сегодня стали: Селия Крус, Сильвио Родригес и Пабло Миланес.

Латин-рок – пожалуй, самое известное направление современной этнической музыки. Латин-рок объединяет в себе силу звучания классического рока с латиноамериканскими ритмичными и танцевальными мелодиями. В популяризацию современного латин-рока большой вклад сделал известный американский исполнитель Карлос Сантана.

Этно-электроника – поистине уникальное и своеобразное направление. Жанр объединяет в себе, казалось бы, совсем не совместимые течения – электронную и этническую музыку. Представителями жанра являются Hidden Tribe, Yarga Sound System, State of Bengal, а также Enigma и Deep Forest. Главная цель этно-электроники – подарить гармонию и наслаждение своим слушателям. Исполнители этого жанра вдохновляются традициями буддизма и индуизма. В этно-электронике часто слышны именно индийские мелодии и мотивы.

С популяризацией фолка в мире начали активно развиваться и различные фестивали. Первым в этом направлении стал WOMAD – фестиваль этнической музыки и танца. Его организатор – популяризатор этноса и бывший участник группы Genesis – Питер Габриел. Фестиваль проводится каждый год и за тридцать лет своего существование побывал в двадцати семи странах мира: Великобритания, США, ОАЭ, Канада, Германия, Япония и другие. Цель фестиваля – продемонстрировать красоту и самобытность этнической музыки.

 

Главные инструменты для исполнения этнической музыки

Классическая этническая музыка народов мира исполняется на особых национальных музыкальных инструментах:

  • ситар – струнный инструмент, используется для исполнения классического индийского этноса;
  • диджериду – старейший духовой инструмент, принадлежавший австралийским аборигенам;
  • калимба – популярный инструмент на территории Африки;
  • варган – язычковый инструмент, присущий практически всем народам;
  • тар – был распространен на территории Персидской империи;
  • кеманча – струнный инструмент, встречался на территории Европы;
  • саз – инструмент народов Ближнего Востока;
  • бубен – ударный инструмент, распространен практически во всех странах;
  • кото – национальный музыкальный инструмент Японии.

Благодаря работе многих групп и ансамблей, этнос не придалась забвению, а, наоборот, с каждым годом набирает все большей популярности. Ведь именно этнос способен вернуть человека к его корням, напомнить о традициях и уникальной культуре его народа. Сегодня, народные звучания кардинально преобразились, объединились со многими популярными направлениями и заиграли с новой силой. Но, несмотря на это, этническая музыка всегда останется гимном традиций и уникальности каждой страны и народов мира.

Бит Жизни на Яндекс.Дзен