Тор-сапль-юх — мансийская «лебединая» арфа

Соременная "лебединая" арфа
Соременная "лебединая" арфа
"Бит Жизни!", - Мираслава Крылова.

Тор-сапль-юх (журавлиная шея деревянная, лебедь) — национальный струнный щипковый музыкальный инструмент народа манси в виде плавной треугольной рамы, внутри которой натянуты струны различной длины и настройки. Инструмент состоит из резонансного корпуса с декой, верхней дуги, струн. Передняя часть корпуса загибается вверх и переходит в шейку. На конце шейки обычно вырезают птичью голову, таким образом, общий вид инструмента напоминает птицу. Струны натягиваются между нижней и боковой частями инструмента.

Записей не найдено.

Согласно сведениям этнографической литературы, между колками и декой натягивалось от 5 до 13 струн. Гибкая верхняя дуга служила в качестве вибратора, к дуге привязывалась петля. Большой палец продевался в петлю и создавал вибрацию звука во время боя по струне. Данный музыкальный инструмент известен почти всем локальным группам ханты и манси. Традиционный музыкальный инструмент хантов. Наиболее распространенные его названия – тор-сапль-юх («журавлиная шея деревянная») или – хотол («лебедь»). Он был приобретен известным финским этнографом, основателем национальной этнографической школы Финляндии Ууно Таави Сирелиусом (1871-1929) во время его экспедиции к угорским народам Западной Сибири в 1899-1900 гг. — хантам и манси. Возвращаясь из Сибири в Гельсингфорс (Хельсинки) через Санкт-Петербург в начале 1901 г. Сирелиус передал в МАЭ из собранной им коллекции по материальной и духовной культуре этих народов, общее количество которой насчитывало около 400 предметов. 64 экспоната, среди них и данный музыкальный инструмент.

Тор-сапль-юх относится к щипковым инструментам типа арфа, широко распространенного с древнейших времен среди многих народов Старого Света. Он состоит из резонансного корпуса-ящика, напоминающего по форме лодку, и высокого изогнутого грифа, завершающегося изображением головы коня, которые вырезаны из цельного куска кедра. Полый корпус инструмента сверху закрывает дека, которая имеет резонансные прорези и в середине специальную тонкую рейку с отверстиями для крепления нижних концов латунных струн. Верхние концы струн при помощи колков закрепляются на верхней части грифа. Струны арфы, как мы видим, имеют четкую возрастающую длину, идущую снизу вверх, которая обеспечивает каждой струне свою тональность, что позволяет при игре извлекать гармонично сочетающиеся звуки различной высоты.

Аналогичные музыкальные инструменты существовали у манси и селькупов, ближайших соседей угров, но принадлежащих к самодийской языковой группе. Играли на этих арфах только мужчины, исполняя традиционные героические или торжественные песни. Играли двумя руками: левой перебирали струны, воспроизводя мелодию, а правой, защипывая нижнюю струну, создавали ритм. Журавль — национальный струнный щипковый музыкальный инструмент в виде плавной треугольной рамы, внутри которой натянуты струны различной длины и настройки. Инструмент состоит из резонансного корпуса с декой, верхней дуги, струн. Передняя часть корпуса загибается вверх и переходит в шейку. На конце шейки обычно вырезают птичью голову, таким образом, общий вид инструмента напоминает птицу. Струны натягиваются между нижней и боковой частями инструмента.

Согласно сведениям этнографической литературы, между колками и декой натягивалось от 5 до 13 струн. Гибкая верхняя дуга служила в качестве вибратора, к дуге привязывалась петля. Большой палец продевался в петлю и создавал вибрацию звука во время боя по струне. Данный музыкальный инструмент известен почти всем локальным группам ханты и манси. Традиционный музыкальный инструмент хантов. Наиболее распространенные его названия – тор-сапль-юх («журавлиная шея деревянная») или – хотол («лебедь»). Он был приобретен известным финским этнографом, основателем национальной этнографической школы Финляндии Ууно Таави Сирелиусом (1871-1929) во время его экспедиции к угорским народам Западной Сибири в 1899-1900 гг. — хантам и манси. Возвращаясь из Сибири в Гельсингфорс (Хельсинки) через Санкт-Петербург в начале 1901 г. Сирелиус передал в МАЭ из собранной им коллекции по материальной и духовной культуре этих народов, общее количество которой насчитывало около 400 предметов. 64 экспоната, среди них и данный музыкальный инструмент.

Тор-сапль-юх относится к щипковым инструментам типа арфа, широко распространенного с древнейших времен среди многих народов Старого Света. Он состоит из резонансного корпуса-ящика, напоминающего по форме лодку, и высокого изогнутого грифа, завершающегося изображением головы коня, которые вырезаны из цельного куска кедра. Полый корпус инструмента сверху закрывает дека, которая имеет резонансные прорези и в середине специальную тонкую рейку с отверстиями для крепления нижних концов латунных струн. Верхние концы струн при помощи колков закрепляются на верхней части грифа. Струны арфы, как мы видим, имеют четкую возрастающую длину, идущую снизу вверх, которая обеспечивает каждой струне свою тональность, что позволяет при игре извлекать гармонично сочетающиеся звуки различной высоты. Аналогичные музыкальные инструменты существовали у манси и селькупов, ближайших соседей угров, но принадлежащих к самодийской языковой группе. Играли на этих арфах только мужчины, исполняя традиционные героические или торжественные песни. Играли двумя руками: левой перебирали струны, воспроизводя мелодию, а правой, защипывая нижнюю струну, создавали ритм.

На инструментах этого типа гриф чаще всего завершался изображением головы птицы, о чем свидетельствуют его названия. Однако на данной арфе изображена голова коня, что встречается крайне редко. В этом отношении музыкальный инструмент представляет собой экземпляр уникальный. Присутствующий на грифе образ коня подтверждает достаточно тесные и древние связи угров Сибири с кочевыми народами Великой Евразийской степи, в культуре которых он играл важную роль. Можно предположить, что более архаичным образом в оформлении угорских арф являлся образ птицы, о чем свидетельствует его название «журавль», «лебедь», даже в том случае, когда гриф венчает голова коня. Однако нет ничего удивительного, что на определенном историческом этапе рядом с ним в их культуре появился образ коня, т.к. оба этих представителя фауны Евразии в мифопоэтическом осмыслении Вселенной древними народами олицетворяли ее небесную, солнечную сферу. Настоящий экземпляр хантыйского музыкального инструмента относится к простейшему типу арфы, истоки которого восходят, как достаточно убедительно доказывают специалисты, – к охотничьему луку.

Действительно, вполне убедительно звучит теория, что на изобретение первого щипкового инструмента человека натолкнул звук вибрирующей тетивы лука после пуска стрелы. Каждый, кто хоть однажды стрелял из него и слышал этот упоительный звук звенящей тетивы, примет выдвинутую теорию безоговорочно. Существующее многообразие названий данного инструмента создает определенные сложности. В литературных источниках инструмент называют по разному: «разновидность арфы», «мансийская угловая арфа», «югорская арфа»; в просторечье по-русски инструмент называют «гусь», «журавль», «лебедь». Восточные ханты называют инструмент «тороп юх» — дословный перевод: журавль, дерево; северо-западные ханты — тарэгсапль; северные сосьвинские манси — «тарыгсып йив»; северные сыгвинские манси называют инструмент «тарыг сыплув ийв» — (транскрипция — тары сиплув йив, дословный перевод: журавля шея деревянная) и т.д.

В различных наречиях ханты и манси во всех названиях данного инструмента, состоящих из одного, двух или трёх слов, обязательно присутствует слово «журавль», поэтому в целях унификации для удобства практического обучения игре на данном инструменте, мы произвольно назвали его — Журавль. Дерево (как правило, ель) для изготовления журавля должно быть выдержанным, а не просто высушенным. У выдержанного дерева капилляры засмаливаются и не пропускают влагу. На старинных инструментах выстругивались деревянные колки и натягивались жильные струны, которые обладали хорошим тембром, но служили очень недолго. В настоящее время обычно пользуются гитарными колками и металлическими струнами. Этот уникальный инструмент в инструментарии других народов Сибири отсутствовал. Ближайший аналог Югорской арфе — археологический экземпляр инструмента, найденный в Пазарыкском кургане и датируемый V-VI вв. до нашей эры. Игра на журавле сопровождала исполнение песен медвежьего праздника и эпических произведений, повествующих об историческом прошлом народа. При игре кладут инструмент на колени или же на правую ногу в вертикальном положении. Одной рукой играют мелодию, другой защипывают бурдонную струну. Этот прекрасный грациозный инструмент использовался как сольный или аккомпанирующий . В настоящее время используется в сольной и в ансамблевой игре.

Фото и текст их открытых источников

Видео  группы Вконтакте «Музыкальная школа г.Заречный»

Бит Жизни на Яндекс.Дзен