Этнические инструменты народов мира

Табла

Табла - индийский барабан

Табла — Двухсторонний ударный инструмент индийского происхождения. Данный барабан имеет две ударные мембраны разных размеров, расположенных напротив друг друга. Является одним из основных ударных инструментов индийской классической музыки североиндийской традиции хиндустани, используемый для сопровождения вокальной и инструментальной музыки и танца в стиле катхак. Распространен также в фольклоре и популярной музыке стран индийского субконтинента.

Происхождение: Северная Индия.

Тип: Ударный.

Ареал распространения: Индийский субконтинент.

Ареал распростронения Табла
Ареал распростронения Табла

Точных сведений о происхождении табла нет. По всей видимости, строение современных табла и техника игры на них сформировались в музыкальной культуре Северной Индии на основе собственно индийских и иных, преимущественно персидских, музыкальных традиций.

Некоторые исследователи считают древними индийскими предшественниками табла парные барабаны, изображения которых имеются на рельефах ряда древнеиндийских пещер.

По существующей традиции создание табла (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хосрову(1253—1325). Однако в его собственных сочинениях упоминаний этого инструмента нет.

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

 

Согласно ведической философии, звук имеет две ипостаси: одну земную — физический, слышимый человеческим ухом; другой аспект звука — духовный, или неслышимый. Этот второй, неслышимый, происходит из эфира, и задача его — освобождение души. Но услышать неслышимое может лишь тот, кто безгранично предан и сконцентрирован, это редко под силу обычному человеку.

Слышимый же звук уже не чист, искажен и оказывает определенное воздействие на слушателя.

Музыкальный фон, сопровождающий любое произведение индийской классики, создает некий центр притяжения душ исполнителя и слушателя. В североиндийской школе этот фон создается обычно четырехструнным тамбуром. Привилегия сопровождения исполнителя-мастера достается, как правило, самым талантливым ученикам.

В отличие от западной, призвана не выражать определенное настроение, а создавать особый настрой души, дабы затем подвести слушателя к исследованию глубин собственного неслышимого «я». Это самопознание и является главной темой индийских классических раг, поскольку как таковая музыкальная тема в этих произведениях отсутствует. Индийская классическая музыка «исследует» все пространство вокруг главной точки — центра слияния двух звуковых проекций — слышимой и неслышимой, двух истин — относительной и абсолютной, двух полюсов мироздания — жизни и смерти.

Прослушайте звук инструмента Табла

Следите за новостями в нашей группе ВКонтакте

Следите за новостями в нашей группе Facebook

Следите за новостями в нашем профиле Instagram

Следите за новостями на нашем канале YouTube