Контрразведка России – Харьковский рубеж

Контрразведка России
Контрразведка России
Москва, "Бит Жизни!", - Дмитрий Жеребцов.

С самого начала войны, контрразведка России еще не была столь мощной и обособленной структурой, которой она является теперь. Основную роль в ее деятельности в первые месяцы войны играли диверсионные группы (ДРГ). Но, именно они неплохо проявили себя в оккупированном немцами Харькове.

Записей не найдено.

В первый период войны, когда немецкие войска всей своей бронированной мощью неудержимо рвались к Москве, а Красная Армия пока еще не была готова дать достойный отпор врагу и была принуждена планомерно, с боями отступать, готовясь к первому в своей тогда еще молодой истории генеральному сражению под Москвой, важнейшую роль сыграли партизанские формирования и диверсионные группы.

Контрразведка России
Контрразведка России

Эти подразделения и группы с самого начала войны начали проводить в тылу врага серьезные диверсионные акции. Они взрывали мосты, ж/д пути с составами, склады и пр. Все это осложняло и без того сложную обстановку для немецко-фашистской армии. Армейское командование было принуждено  оттягивать с передовой в глубь своей территории значительные армейские формирования для обеспечения безопасности наиболее важных объектов и проведения армейский операций в глубине своей территории, что значительно ослабляло фронтовые группировки войск.

Во время оккупации Харькова, диверсионные группы впервые применили на практике новейшие по тем временам радиомины. Работы над созданием радиомин началось в «ОсТехБюро» под руководством В.И.Бекаури еще в 20-х годах. А в 1924 году их пустили в серийное производство первых образцов.

В арсенале диверсионных групп, на тот момент, состояли радиомина «Ф-10», дистанционно управляемые фугасы тактического действия «ФТД» и стратегического назначения «Ф-40». До конца Великой Отечественной Войны было изготовлено около 4700 комплектов этого вида оружия.

Контрразведка России
Контрразведка России

Классическая радиомина состояла из 2-х блоков, блок взрывчатки и блок-дешифратор, который дешифровывал полученный с 30-и метровой уложенной горизонтально антенны сигнал подрыва и подавал сигнал на взрыв блоку взрывчатки.

Харьков, один из первых город, который воочию продемонстрировал  немцам всю мощь советских радиоуправляемых мин. Утром 24 октября 1941 года передовые фашистские танки порвались в го­род. За ними осторожно, проверяя каждый шаг, вступили пехотные части: вражеская разведка получила сведения, что, оставляя Харьков, советские войска установили там большое количество различных мин, в том числе и замедленного действия.

Сведения разведки подтвердились. Время от времени тяжёлые взрывы потрясали город. Это фашистские саперы подрывались при попытке снять мины. Однако часть из них удалось всё-таки обезвредить.

Особым успехом гитлеровцы считали обнаружение мины с мощным зарядом взрывчатых веществ в доме № 17 по улице Дзержинского — одноэтажном особняке старинной постройки. После того как взрывчатка была извлечена, там поселился начальник гитлеровского гарнизона Харькова генерал-майор фон Браун со своими приближёнными. В городе продолжали раздаваться взрывы. Однако фон Браун был спокоен: он верил в своих саперов. Вокруг дома, стуча подкованными сапогами, круглосуточно ходили вооруженные патрули…

Вечером 13 ноября 1941 года генерал фон Браун в своей резиденции проводил совещание. Закончилось оно глубокой ночью. Хозяин и гости разошлись по своим комнатам за полночь. Однако выспаться им не пришлось. В 4 часа 20 минут в пламени, грохоте и дыму здание взлетело на воздух. Дымящиеся развалины немедленно оцепила полевая жандармерия. При взрыве был убит генерал фон Браун и около двадцати офицеров и солдат.

После этого взрыва штабы, учреждения и воинские части гитлеровцев немедленно покинули все крупные здания Харькова. Снова саперы вермахта со щупами и стетоскопами проверяют и прослушивают каждый подозрительный квадратный метр, роют глубокие шурфы в поисках мин. Их находили сравнительно нечасто. Зато время от времени тяжелый грохот сигнализировал о гибели еще нескольких гитлеровских саперов, не сумевших разгадать советскую взрывную ловушку.

Диверсионно-подрывная деятельность в тылу оккупированной немцами территории позволила значительно ослабить натиск немецких войск. Командование было вынуждено снимать с передовой армейские подразделения, тем самым ослабляя прифронтовые соединения. Диверсионные и партизанские формирования сыграли свою немаловажную роль в деле приближения победы. Огромный опыт, накопленный диверсионными и партизанскими формированиями в годы войны, лег в основу зарождающимся в те годы войск специального назначения нашего государства. Бесценный опыт, накопленный нашими войсками в тот период, стал ценнейшим кладезем, повлиявшим на формирование и специфику деятельности наших спецслужб в будущем.

Текст: Дмитрий Жеребцов 

Бит Жизни ВКонтакте