Хороводные традиции русского народа

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.

@Мираслава Крылова | Женский хоровод на празднике "Купала"
@Мираслава Крылова | Женский хоровод на празднике "Купала"
"Бит Жизни!", - Мираслава Крылова.
История хоровода

Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. Но хоровод среди них стоит особняком, как один из самых древних танцев, ведущих свою историю из седой глубины веков.
Доподлинно неизвестно, где и у какого народа появились хороводы, вероятнее всего они были частью культуры многих народов, появившись как круговые песни и пляски. Известно, что уже в древней Месопотамии за две тысячи лет до нашей эры при жертвоприношениях богам вавилоняне совершали хороводные пляски. Первое письменное упоминание хороводов мы находим уже у древних греков. Гомер прекрасно в своих стихах описывает хоровод с участием юношей.    Торжественностью хороводных танцев выделялись греческие религиозные обряды, в которых участвовали только непорочные девушки, одетые в белые платья и в украшавших головы цветочных венках. Хороводы получили в древней Греции такое широкое распространение, что впервые превращаются в забаву молодых девушек в дни праздников и веселий.
В Древнем Риме, чья культура многое позаимствовала от древнегреческой, хороводы составляли священные обряды. Во время торжеств, посвященных богам, перед их изображениями девушки пели благодарственные гимны. Популярность хороводов, как и в Греции, приводит к тому, что они выходят за рамки религиозных обрядов, превращаясь в народную забаву.
Как ни странно, но после упадка античной культуры, хороводы постепенно исчезают из культуры западноевропейских народов. Лишь отдаленно некоторые танцы напоминали прежние хороводы. Возможно, виной тому было распространившееся в Европе христианство, которое крайне враждебно относилось ко всем проявлениям языческой культуры и, вероятно, именно по этой причине хороводы сохранились в основном у славянских народов, принявших христианство намного позднее западноевропейских народов.     Термин «хоровод» происходит от древнегреческого «χορ?с», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить». Хоровод имеет древнюю историю, и в самих хороводах отобразилась история Древней Руси. Чем бы ни занимались наши предки, свои действия они отражали в преданиях, которые, в свою очередь, отражались в народных танцевальных действах. Веселые пиры, ратные подвиги или трудовые будни – все это нашло воспроизведение в величавых хороводах, шествиях по кругу.
Пожалуй, одно из самых древних упоминаний о танце есть в сказании гусляра о Моравском царстве. Рассказчик упоминает о молодых людях, которые собирались на озерах и «водили хороводы да играли кругами». И все это захватывающее действие происходило на плотах!     Истоки хороводов славян уходят в далекое прошлое, к обрядам поклонения языческому богу Яриле. В этих обрядовых хороводах принимали участие все жители, от детей до стариков. Такие хороводы можно наблюдать и сейчас в некоторых районах русского Севера, где старообрядцы сохранили древнюю самобытную культуру русского народа. И, пожалуй, именно у восточных славян хороводы окончательно становятся не только массовым обрядовым танцем, но и веселой молодежной игрой на свежем воздухе, сопровождаемой песней и танцами. Хороводы можно назвать отражением русской девичьей души, где игривость и непринужденность сплетаются с восхитительными русскими напевами. Для этого действия девушки и женщины одевались в свои самые лучшие одежды, специально покупали красочные ленты, платки, даже если для этого надо былопотратить свои последние деньги.

Снято во дворах района Проспект Вернадского
Фотограф: Мираслава Крылова ...

Фото дня: «А снег идет…»

Если же обратить внимание на тексты хороводных песен, то можно легко заметить, что они отражают быт наших предков: простым народным языком, часто метким и колким, показана жизнь славян, переданы их традиции, обычаи, уклад семейной жизни и даже умения. Дальше, при описании некоторых хороводов, Вы можете заметить, что хоровод, оставаясь веселой забавой, имел большой смысл, особенно в жизни русских девушек, и знакомил со всем «житьем-бытьем» русского народа от семейных традиций до хозяйственных умений.

Хороводы собирались девушками при наступлении времени игр и забав, когда жители выходили на улицу «людей посмотреть и себя показать». Участвовали в хороводах не только девушки, но и молодушки — те, кто недавно вышли замуж. Часто при сборе хороводов исполнялись грустные песни, суть которых состояла в том, что «Поиграйте красны девушки, Поколь волюшка жить у батюшки, Поколь негушка у матушки, Неровен жених навяжется, Неровен, как черт, привяжется…» Пением в хоровод приглашали не только подружек: «В хороводе веселились, По забавушкам пустились. Песни славно запевали, Подружечек собирали», но и парней: «Сходитесь на лужок, Да и станем все в кружок. Вы сцепитесь все за ручки и приймите молодчиков с собой», ведь одним девушкам в хороводе не то, чтобы скучно, но игры молодежи несли большой социальный смысл, способствуя знакомству и общению «на людях». Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы.Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.
Первые весенние хороводы начинаются с Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники — люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские.

Для празднования Николыцины званые гости съезжаются с вечера и принимаются с почетом, поклонами и просьбами пировать на празднике. Целое селение складывается в складчину на мирской сбор: поставить угоднику мирскую свечу; сварить браги, щей, лапши, каши; напечь пирогов для званых гостей. Все это дело присуждалось старосте или земскому. Званые гости уезжали с лошадьми в ночную, где пиршества продолжались до утра с плясками и песнями. Наставал праздник, со всех сторон стекались православные, званые и незваные. В пиршестве не участвовали только девицы; они наслаждались хороводами, когда женщины плясали «во всю Ивановскую».      Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами. Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток. На Петров день оканчиваются наши летние хороводы.
Осенние городские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Такая разность указывает более на местности, нежели на различие обрядов. Успенские хороводы начинаются с 6 августа, когда начинают сбирать фруктовые плоды. В старину эти празднества бывали сборные в тульских садах. Веневцы, исключительно занимавшиеся садовыми промыслами, начинали сбор яблок и груш песнями и хороводами.

Хоровод – это массовый танец. В нем принимают участие и молодежь, и люди среднего возраста, и даже старики. Музыка танца обычно медленная, напевная, лиричная. Музыкальный размер чаще используется 4/4, но бывает и 2/4, реже, 3/4. Танец часто сопровождается пением.
Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине, которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем. В хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на ее заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на ее желание внушить девам страсть к народным играм, и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, увидите в ее думах гения-блюстителя нашей народности. При всей этой важности, хороводница считается у нас обыкновенною, простою женщиною, способною только петь и плясать. Так одно время могло измениться народное значение этого слова.

Между нашими православными людьми соблюдается доселе почет к хороводнице: подарки сельских девушек, угощение матушек, безденежные труды отцов на ее поле. Это все делается во время хороводных игр. В другое время хороводница может быть свахою на свадьбах, бабою-позываткою на пирах, кумою на крестинах, плакушею на похоронах. Таков круг жизни, совершаемый русскими хороводницами. Основные фигуры хоровода – это хождение по кругу. Хороводница руководит хождением танцующих в одном большом кругу, затем разбиванием его на несколько маленьких, вновь схождением в один большой круг.

В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные. Для праздничных хороводов селяне пекли пироги, караваи, красили в желтый цвет яйца.
Этот танец является поистине универсальным, и в том или ином виде, под разными названиями встречается у многих народностей. Так, в Болгарии хоровод называется хоро, в Молдавии – хора, хурэ, в Литве – карогод, в Сербии – коло, что в переводе означает «круг». Под разными названиями хоровод известен в Македонии, Хорватии, Грузии и других странах. В каждой из этих стран хоровод вобрал в себя национальные особенности и своеобразие.
Различают хороводы женские и смешанные. Молодые парни могут принять участие в хороводе только по приглашению хороводницы. Это прекрасная для них возможность познакомиться с понравившейся девушкой, с ее окружением и родными.

Разновидностей хороводов множество. При этом, существовали определенные правила, по которым устраивались хороводы, общими были и основные фигуры, выполняемые в ходе танца, тогда как хоровые песни в некоторой степени зависели от местности, которая накладывала свой отпечаток на обычаи и традиции. В наши дни это во многом затрудняет определение «возраста», но даже со всеми искажениями, по слогу, по деталям быта, некоторые хоровые песни относятся к XV-XVI векам!
Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Девицы, окруженные хороводницами, изучают песни и игры по их наставлениям. 

Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка»), иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»).  Были хороводы любовные, семейные, военные, трудовые и т.д. Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Давайте рассмотрим три хоровода, примечательных тем, что имеют различное прикладное значение: от простой забавы до обучения навыкам работы.
Начнем с хоровода-игры «Лён». Лен занимал огромное место в хозяйстве наших далеких предков. Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Киевской Руси. Из этого неприхотливого растения люди научились получать пряжу и изготавливать ткань. Из льна на Руси ткали холсты, рогожи, скатерти, полотенца, шили одежду и многое другое и учили этим навыкам своих детей. Учили с помощью игр. Так произошла игра-хоровод «Лён». В тексте хороводной песни отражены все этапы производства льна, от посева до получения пряжи! «Уж я сеяла, сеяла ленок… Я полола, полола ленок… Уж я дергала, дергала, лен… Уж я стлала, стлала ленок… Я мочила, мочила ленок… Я сушила, сушила ленок… Уж я мяла, я мяла ленок… Я трепала, трепала ленок… Я чесала, чесала ленок… Уж я пряла, я пряла ленок…» При этом девушки водят хоровод и изображают движения, характерные для упоминаемой в песне работы.

Хоровод «А мы просо сеяли» также уходит своими корнями в глубь веков, возможно, он даже старше «Лёна». Просо получило распространение у славян гораздо раньше ржи и у многих восточных славян оно долгое время оставалось основным зерновым злаком. Вероятно, просо получило распространение с оседлостью славян, которое относится к VI веку. Конечно, нельзя утверждать, что хороводная песня возникла в те же времена, но упоминание его в песне, говорит о важности этого злака в жизни народов, создавших «А мы просо сеяли». Не случайно и то, что изначально обрядовый хоровод проводился в Духов день — праздник, посвященный уважительному отношению к земле-кормилице.

Хоровод «А мы просо сеяли» имитирует многие стороны свадебного обряда славян. Юноши и девушки, разделившись на две группы, встают против друг друга — в этом смысл перехода девушки-невесты из одного состояния в другое, как проход через символические ворота: «Открывайте ворота, принимайте девицу!» При этом наши предки придавали значение каждой детали. К примеру, принципиальное значение придавалось направлению «сеяния проса» — по или против солнца. Ряд против солнца составляли всегда девушки-невесты и в этом заключался глубокий смысл. Такие девушки считались «чуждыми», «чужими», ведь одиночество считалось отклонением от общепринятых норм и традиций, угрозой благополучию рода и только выйдя замуж они становились «чистыми», «своими». «Чужесть» девушек подчеркивается словами песни: «Она у нас вшивая, вшивая, Она у нас дурочка, дурочка».

Последовательно девушка проходит все испытания, весь обряд очищения, включающий в себя и противостояние попытке порчи «конями» посеянного проса, где образ коней символизирует преждевременную внебрачную связь; и расплетение и расчесывание волос, ведь распускание волос волос предшествовало свадьбе; и поучение невесты плеткой, что символизировало переход ее под власть мужа. Заканчивался хоровод переходом всех девушек в ряды «чистых» и словами песни: «В нашем полку пиво пьют, в нашем полку слезы льют», что символизировало свадьбу, ведь слезы невесты — обязательный элемент свадебного обряда. Плачем невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей и переходила под «мужнину волю».

Следующим давайте рассмотрим хоровод «Заплетися плетень» или просто «Плетень». Вероятное время возникновение этой забавы относится к XVI веку. Примечателен факт, что в Европе этого хоровода нет и распространен он был только на территории Руси, представляя собой веселую и живую девическую забаву, в которой могли принимать участие и парни. В разных областях России хоровод отличается некоторыми деталями, но в основном суть игры в следующем. Пропев несколько первых куплетов хороводной песни, пара девушек, стоявших в начале хоровода, дугообразно поднимали руки и  под ними проходили попарно все остальные девушки, после чего хоровод рассыпался — «Расплетайся, плетень, расплетайся». Затем все повторяется — «Заплетися, плетень, заплетися», при этом пары могли или перемешиваться, или оставаться прежними.
Вам это ничего не напоминает? Да, да, всем знакомый «ручеек», в который играли еще наши мамы, но который совершенно забыт сейчас. К сожалению, нынешний век стирает из памяти людей то, что досталось нам от наших предков, то, что определяет нашу самобытность и уникальную культуру, уходящую корнями в глубь веков.

В настоящее время хороводы исполняются, главным образом, на сцене. Радует, что в последнее время наблюдается тенденция к возрождению народных традиций и в обычной жизни.

Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы не совершались они. Девица, которая не принимает участия в веселости своих подруг, делается предметом замечаний: «Верно, болит у нее сердце? Верно, нет здесь ее дружка? И для кого ей выказывать себя?» Все девушки непременно стараются показать здесь свою игривость и непринужденную ловкость; поют, резвятся, шутят, бегают, вертятся попарно и венцом, кружатся и раскланиваются.
Дух хороводных песен есть семейная жизнь. В них живо передано веселье и думы наших предков; в некоторых попадаются колкие замечания о семейном быте и его пороках. Время сочинения хороводных песен и имена сочинителей неизвестны. Судя по слогу, они относятся к разным векам, за исключением немногих, а именно: синичка, мак растить, просо сеять, которые должны быть  отнесены к  XVI в., все прочие  к  XVII и XVIII вв., но и эти искажены местностию до того, что нельзя определить настоящей их эпохи. Сочинители же были из простолюдинов, потому что никто другой не мог выразить с таким простодушием и таким знанием сельского житья, как тот, кто родился, возрос и наслаждался в простоте природы неподдельными забавами; сочувствовал им и передавал в тоническом распеве, не гоняясь за вычурными выражениями.     При наступлении игр и забав всякий спешит на улицу; старики садятся перед окнами своего дома, а молодые рассыпаются по улице или становятся в кружок. Мужчины составляют свои отдельные круги, а женщины свои, но каждый, подходящий к собеседникам, снимает шапку и приветствует: «Мир вашему сиденью». Ему отвечают, сняв шапки: «Поди к нашему смиренью»,–он садится с краю завалины.  Беседа идет – о чем? Домоводство, пашня, посев, скотоводство, распоряжения опытных в этом деле, распоряжения начальства, ряды старосты, суд головы и (где люди без страстей?) – пересуды соседей или соседок перебираются в их разговорах. В то же время собеседники не забывают любоваться живописной окрестностью: за речкою пасутся на зеленеющем лугу кони, свободные на нынешний день от плуга; за рощею чуть видна колокольня ближайшего села; за пригорком извивается черная полоса дороги, по которой ездят в поле. Здесь, ближе, в речке плавают утки и гуси со своими малютками. Но живее рисуется деревенская улица, протянувшаяся по возвышенному берегу речки. Здесь девушки снуют в разноцветных уборах, бегают одна за другой, смеются и любуются своими нарядами. Хорош на  той  московский сарафан, но эта прекраснее в русском: стянутая под взволнованными грудями шелковым поясом, как она стройна и гибка! На некоторых наброшен на голове шелковый платок, на других золотая лента с широкой поднизью. Резвые и легкокрылые, они идут с конца улицы к тому месту, где всегда собираются играть хоровод; они идут и поют:

Выходили красны Девушки
Из ворот гулять на улицу.
Выносили соловеюшку на рученьке,
Посадили соловеюшку на травыньку,
На муравыньку, на цветы лазоревы.
Соловеюшка рассвищется,
Красны девушки распляшутся,
А молодушки расплачутся:
Поиграйте, красны девушки,
Поколь волюшка жить у батюшки,
Поколь негушка у матушки.
Неровен жених присватается,
Неровен, как черт, навяжется:
Либо старый и удушливый,
Либо малый и недужливый,
Либо ровня, горький пьяница.
Уж я старого утешила,
На осинушку повесила;
Уж я малого утешила,
Возмахнула, в воду бросила.
Уж со ровнюшкой гулять пошла.


Но не думайте, чтобы душа русской девицы омрачалась чувством скорбным при этой песне, чтобы она верила жалобам молодых женщин, которые вмешиваются в их хоровод и поют эту песнь. Девицы сами поют ее и тут же смеются; смотрят на парней, которые вьются около веселой их толпы, вертятся и кружатся свободно; потом, взявшись за руки, они составляют круг, движущийся в обе стороны, и поют:

Как у нас во торгу клич кликали,
А что дорого? А что дешево?
Дорожили красных девушек:
Первая во сто рублей,
Другая во тысячу,
А третьей цены нет!
Дешевы во торгу добры молодцы:
По семи молодцов за овсяный блин.
Восьмой на придачу,
Девятый в провожать!,
Десятый с конем, и с седлом.
И с золотой уздой.


В больших селах собираются хороводы не в одном месте, а на обоих концах главной улицы. Тогда взоры зрителей развлекаются по обеим сторонам. Один хоровод с одного конца, а другой с другого идет навстречу и поет:

Возле тыну хожу,
Я капер-траву сажу.
Не быть капру
С тыном ровну;
Не быть свекору
Против батюшки,
А свекрови
Против матушки.
Сошедшись, оба хоровода поют вместе:
Подойду, подойду
Под Царь-городок;
Вышибу, вышибу
Копьем стену…

Затем меняются игры и песни. Порядок их зависит от произвола и выбора хоровода. Почти каждая песнь сопровождается мимикой, тихой и плавной. Хоровод то строится в ряды, то свивается в кружок – по содержанию песни. Вот идут в один ряд игривые девушки и поют; потом расходятся и вновь собираются, задумывая играть хоровод.

СОЗЫВАНИЕ ДЕВУШЕК В ХОРОВОД

Собравшиеся на зеленой поляне или на улице девушки берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:

Травонька, муравонька зацвела,
Я вечор та, молодая, в хороводе не была.
Красна девушка прошаталася,
С милым дружком каталася.
Мой милый дружок не женатый, холостой,
Он приглядчив и хорош,
На меня, молодец, похож.
Собиралися девушки все во кружок,
Расходилися во лесок,
Садилися на лужок,
Где муравонька и цветок.
Сорывали с цветов цветочки,
Надевали на головы веночки.
Пошли в хоровод, пошли в хоровод!
В хороводе веселились,
По эабавушкам пустились.
Песни славно запевали,
Подруженек собирали:
Собирайтесь во единый кружок!
Запоем ту песню нову
Про радость нашу к хороводу.

Созывание девушек в хоровод само собой выражает свое значение: желание девушек порезвиться.

ПРИГЛАШЕНИЕ ПАРНЕЙ В ХОРОВОД

Одним девушкам скучно играть: они посматривают на парней и горят нетерпением, чтобы те поскорее пристали к ним; дают и знать о своем желании глазами и движениями; после запевают призывную песнь, в коей соблюдают прежний порядок хоровода.

Собиралися ясны соколы в дубровушку;
Слеталися белые лебедушки в зеленую.
Со куста на куст перелетывали.
Диди, лади, диди, ладушки!
Собирались все на единый на точек.
Между собой токовалися.
Все по паре разбиралися.
Диди, лади, диди, ладушки!
Они думали, гадали:
Как гнездушки завивать будем?
Как теплые сооружать будем?
Диди, лади, днди, ладушки!
Как нам, девушки, хоровод собирать?
Как нам, красным, новы песни запевать?
Одна девица все придумала, удумала.
Диди. лади, диди, ладушки!
Вы подруженьки любимые!
Вы красавицы, эабавницы,
Сходитесь на лужок,
Да и станем все в кружок.
Вы сцепитесь все за ручки
И приймите молодчиков с собой.
Диди, лади, диди, ладушки!
Выходите, веселые, веселится.
Резвые пары, сохи собирать;
Пары, пары, пашиньку пахать.
Бел леночек время сеять;
Нельзя время упустить.

Приглашение парней в хоровод показывает, что забава девушек без участия в ней мужчин скучна, утомительна и единообразна. Только тогда и весело красавицам, когда резвятся с ними беззаботные и игривые молодцы. Тогда и радость, когда веселится беспечность.

СТРАСТЬ ДЕВУШЕК К ЗАБАВАМ

Составив хороводный круг, девушки и мужчины поют все вместе:
Ты зоря ли, моя зоренька,
Зоря вечерняя, игра наша веселая!
Вы играйте, красны девушки,
Покудова вы у батюшки,
V родимый у матушки.
Отдадут нас во чужи люди,
Во незнамые, не знакомые.
Нам не будет такой волюшки!
Белы руки грязью замараются,
Лицо от солнца закраснеется.
Свекор-батюшка у ворот стоит;
Он меня, младу, домой зовет.
Я нейду домой, не слушаю:
Не доиграны наши игры,
Не допеты наши песенки,
Не добаины бесенки.

После этого становится в середину парень. Он, представляя свекра, выполняет угрозы и старается разогнать девушек домой. При последнем стихе: «красных девок высылать»,– он берет девушку насильно, выталкивает ее из круга и гонит домой, покрикивая: «Вот я те, разгулялась! Домой!» Девушки начинают снова петь и продолжают петь дотоле, пока парень не прогонит всех из круга и не разгонит.

– Уж вы, девушки, красавицы!
Не пора ли вам игры оставлять?
Не полно ли вам песни распевать?
– Мы оставим все гулянья –
Нас домой всех кричат!
Родной батюшка зовет,
Родна матушка грозит.
Нам не хочется идти,
Нам охотно погулять,
В хороводе поиграть.
Разудалый молодец,
Своим детушкам отец:
Он и белый, кудреват,
Красных девок высылат.

Эта игра выражает явно, что девушки веселились бы вечно, если бы не останавливали их. Девицы думают, что они родились для одних веселостей, забывая, что всему есть время: время забавам и время благоразумию. Мечтательность и ветреность – неразлучные спутники красавиц.

ВЫБОР НЕВЕСТ

Составляется два ряда играющих: в одном находятся невесты, называемые царевы, а в другом женихи, называемые бояре. Обе половины, взявшись за руки, отходят на известное расстояние, и когда поют женихи: «Вы, царевы» и т. д., тогда начинают сходиться оба ряда друг против друга. Когда поют невесты: «Вы, бояре» и т. д., тогда начинают отступать обе половины. Таким образом продолжают приступать и отступать, пока не скажут: «Вот вам невесты!» Обе половины поют попеременно. При требовании невест: «Покажите халат, сапоги и шляпу», – женихи им показывают. Разыгрывая выбор невест, наряжаются все как можно щеголеватее, особенно женихи: у них и рубашка красная, и сапоги вымазанные, и шляпа поярковая со страусовым пером; у них и глаза говорят: «Молодец я!» Ретивое бьется и кажется, кричит, подпрыгивая: «Жениться хочу!»

– Вы, царевы, пропустите в города,
Пропустите в города!
– Вы, бояре, вам зачем в города?
Вам зачем в города?
– Вы, царевы, нам невест выбирать,
Нам невест выбирать.
– Вы, бояре, у нас невесты не выращены,
И цветно платье не сряжено.
– Вы, царевы, нам цветно платье
Не нужно, да не нужно.
– Вы, бояре, покажите женихов,
Покажите женихов.
– Вы, царевы, вот вам женихи,
Вот вам женихи.
– Вы, бояре, покажите,
Есть ли у них халаты,
Есть ли у них халаты?
– Вы, царевы, вот вам халаты,
Вот вам халаты.
– Вы, бояре, покажите сапоги,
Покажите сапоги.
– Вы, царевы, вот вам сапоги,
Вот вам сапоги.
– Вы, бояре, покажите шляпы,
Покажите шляпы.
– Вы, царевы, вот вам шляпы,
Вот вам шляпы.
– Вы, бояре, вот вам невесты,
Вот вам невесты.

Указав на невест, т. е. на всех девушек, предоставляется парням выбор любой, нередко от шуток доходит до дела. Кому из девушек неприятно скорее замуж? Но то беда, что женихи разборчивы. Несмотря на странную привычку женихов, а всего более на их вкус причудливый: кому нравится чернобровая, а кому голубоокая, кому тонкая, а кому толстенькая, дородная, румяная, пылкая, кипящая вулканом страстей, а кому чтобы и нежная, и мягкая,– причудливый вкус мужчин! А какой вкус девушек – мы не знаем, только знаем одно, что они чересчур взыскательные, разборчивые, часто рады, когда отыщут им жениха, хоть кулика, да лишь бы не просидеть в девушках. Случается на грех, что жениху нередко понравится сатана, лучше ясного сокола. Кто ж после этого неразборчив? Девушки? – Нет! – Мужчины? – Нет! Неразборчив тот, кто перезрел, и в доказательство этого сами девушки говорят: «Вот вам невесты, выбирайте, кто вам понравится». Это значит, что они давно были узаконенные невесты, а теперь перезрелые, потому – выбирайте: вот вам невесты!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.