Необычные существа славянской мифологии

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.

Кикимора
Кикимора
Россия, "Бит Жизни!", - Мираслава Крылова.

Сегодняшняя наша статья посвящена некоторым мифическим существам славянской мифологии. Естественно в одной статье нельзя рассмотреть всех существ, связанных с мифологией славян. Их очень много и связаны они со всеми аспектами человеческой жизни и в рамках одной статьи сделать это не представляется возможным. В данном случае мы расскажем о пяти мифических существах.

Записей не найдено.

Аспид — змея с крыльями и клювом птицы. По легенде, она живёт высоко в горах и осуществляет нападки на мирные поселения, уничтожая всех на своём пути. Аспида нельзя ранить простым оружием, его можно убить только с помощью огня.
Он никогда не встаёт на землю, поэтому его практически невозможно победить.

Аспид
Аспид

По поверьям древних, Аспид – это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям – на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень.

Аспид
Аспид

Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь. Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска – чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну – деву змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая – трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти и прапредков славян.

Аспид
Аспид

Славянские мифы

Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от нее пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюет, а кого ядом не отравит, того огнем сожжет.

Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:

— Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.
Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал совета у богов. Молчали боги. Никто не верил, что возможно спастись от Аспида! Жрецы на черном капище уже вострить ножи начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к вождям и говорит:

— Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто железных клещей. И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей. Открыли мне добрые боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.

Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и широкую яму, обмазать ее суглинком и накрыть тяжелыми камнями. На дне в железном чане разложили костер, а среди бревен оставили малое отверстие. А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками залез в эту яму и притаился.

И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса – летит Аспид. Завидев вдали селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг… вдруг из-под земли громко, оглушительно затрубили трубы.А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздается из ямы, заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскаленные щипцы высунулись – и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут – помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова… Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю – только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.
Так оно и произошло. С тех пор Аспид более никогда не тревожил славянские земли!

Волот — вид огромных великанов, заселявший бескрайние леса Сибири. Считается, что люди полностью вытеснили их из среды обитания, поэтому волоты давно вымерли.

Считается, что эти великаны далёкие предки богатырей. Их трудно заметить, так как они тщательно скрываются от людей в глухой чаще леса…

Что представляли собой волоты?

Вот какое определение волотам дается в Толковом словаре Даля (1863-1866). «Волот — гигант, великан, могучан, магыть, могут, велетень; богатырь, человек необычайного роста, а иногда и силы. В волотах сказочных, в богатырях, сила соединяется с ростом и дородством; остатки их народ видит в костях допотопных животных, а в Сибири говорят, что целый народ волотов заживо ушел в землю; волоты, меж людьми живыми, великаны, напротив, обычно бывают хилы и недолговечны.»

Таким образом, под волотами подразумевались богатыри-великаны, некогда населявшие Землю.

Волот
Волот

Великаны-волоты дыевичи

В славянской мифологии к волотам относились дети бога ночного неба Дыя — великаны-волоты дыевичи (дасуни) — Чур, Индра, Дива, Девана и другие, которые воевали с божественными сварожичами и, по одной легенде, были замурованы Сварогом в Уральских горах. Их приютили подземные жители виевичи:

«Их [сварожичей] побили великаны-волоты Дыя, ведомые его сыном Чурилой. Осерчал Сварог, собрал все небесное войско и двинулся войной на царство Дыя, что в Уральских горах. И побили они войско Дыево, и запечатали дивьих людей под Уральскими горами» («Сварог и Дый»).

Славянские предания нередко рассматривают Чурилу, Индру, Диву, Дивану и других детей Дыя как красавцев:

«Чурила был очень привлекательным, как и все дети Дыя. На него даже стала заглядываться Лада, она сказала такие слова: — Помешался во мне светлый разум, помутились ясные очи, глядя на красу на Чурилову, на Чурилины желтые кудри, на его золоченые перстни…» («Сварог и Дый»).

Волоты — сыновья бога Велеса

Волот
Волот

В других славянских преданиях волоты считались могучими сыновьями бога сельского хозяйства и скота Велеса. К ним относились богатыри-великаны, которые обустраивали юный мир.

В древнеславянских источниках Велес сравнивается с эллинским богом дикой природы и лесов Паном.

Один из славянских мифов гласит, что когда-то давным-давно, в пору юности земли, пришли в мир, по воле бога-творца Рода Вседержителя, могучие сыновья Велеса – волоты, богатыри-великаны, которым предстояло обустраивать юный мир.
«… проснулись во чреве Земли вещие камни, и породила утроба земная всякие рощенья и дивных зверей. И явились тогда на Землю, по Воле Рода, великаны волоты — дети Велеса. Они двигали горы и меняли русла рек, приручали диких зверей и повелевали бесплотными духами, жившими повсюду. А когда окончился их срок, ушли они в Неведомые Чертоги Родовы, освободив место для младших братьев своих — людей.» (Влх. Велеслав, Книга Начал ).

По силе и мудрости волоты были равны богам. Сила самого Рода двигала их руками, когда они проводили русла новых рек, сдвигали горные кряжи и строили из каменных глыб огромные храмы и святилища (другими строителями мегалитических сооружений были великаны — циклопы или киклопы). В те далекие времена сам Велес могучий ходил по земле, учил детей своих Божественной Мудрости. Давно это было…

Прошли многие и многие тысячелетия, изменился лик земли, обрели силу Великие Боги, ушли могучие Волоты, уступая место, по воле Рода Всевышнего, людям, что не обладали ни силой великанов, ни мудростью….

Волоты — одноглазые, одноногие и однорукие люди

Некоторые предания и исследователи, например, известный украинский и российский этнограф П.П. Чубинский по материалам его экспедиций 1867-1870 гг., сопоставляют волотов-дыевичей с жившими на Урале в подземных пещерах дивьими (дивими) людьми — великанами с одним глазом, рукой и ногой, а также живущими где-то «за Дунаем» «сыроидами» (на них также похожи циклопы). Чтобы сдвинуться с места, такие «красавцы» вынуждены были складываться пополам или становиться по двое, но после этого они бегали с немыслимой быстротою.

Так кем же были волоты?

Волот
Волот

Несмотря на разное описание волотов, как и дивьих людей, в большинстве источников они все же описаны как великаны с приятной и красивой внешностью. В подтверждение этого приведу несколько выдержек из первоисточников, опубликованных на форуме пользователем Tassia:

«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, когда сыны Божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рожать им (см. также здесь). Это сильные, издавна славные люди…» (Библия, Бытие)

«… а иныя люди 9-ти сажен, иже суть волотове» (Сказание об Индийском царстве / Памятники литературы Древней Руси. XIII в.)
«…зело смирны, кто их не замает; а буде кто их задерет, и они сердиты, по десяти сажен одной рукой ухватит бревно и мечет в поле на 100 сажен; битися с ними никто не может. А живут в горах каменных: много они у царя Александра Македонского силы убили древами великими, много в море за ними въслед, и кораблей много разбили великим по ведру, далече в море бросали за Александром…» (Древнерусская летопись).

Одноглазых, одноногих и одноруких людей скорее следует относить к дивьим людям, а причисленных к дивьим людям лестригонов и прочих великанов, наоборот, к волотам. По всей вероятности, среди великанов — волотов были существа разного происхождения — великаны-волоты дыевичи с прекрасной человеческой внешностью, типа дайтьев и данавов, и волоты — потомки бога Велеса с рогами, копытами и покрытым шерстью телом.

Волколак — человек-волк. Им можно стать как добровольно, так и против своей воли. По легенде, колдуны могли превращаться в волка, перекатившись через острие ножа на земле. Простому человека было не так-то легко вернуть себе прежний облик, для этого нужно было совершить несколько сложных ритуалов.

Волколак
Волколак

Волколак — кто это?

Волколак — в славянской мифологии человек-оборотень, на определенное время принимающий образ волка.

Надо отметить, что наиболее часто люди, наделенные способностями к оборотничеству, превращались в диких животных: медведей, лисиц, диких кошек, но гораздо чаще — в волков. Объясняется такой «перекос» тем, что волк долгое время являлся священным животным славян, многие племена поклонялись ему как родоначальнику. Ходили легенды, что представители того или иного рода могут по своей воле превращаться в волков — обычно в бою, во время охоты, для того, чтобы дать отпор врагу или скрыться от его глаз.

В отличие от колдунов, умеющих оборачиваться в других животных, птиц или предметы, волкодлак — больше зверь, чем человек. Но среди других волков он выделяется мощью, умом, чутьем, часто является вожаком стаи. Даже в зверином облике волколак сохраняет человеческие навыки и знания.

Какие легенды сказывали о волколаках?

Если в западноевропейских мифах и поверьях «человек-волк» — однозначно негативный персонаж, которого опасались, боялись и героически побеждали, то у славян волколаками могли быть герои, боги, уважаемые люди, представители знатных родов. Был миф, что князь Олег, прозванный «Вещим», был Волколаком. Про князя Всеслава Полоцкого, обладавшего, судя по воспоминаниям современников, способностями Ведуна, «Слово о Полку Игореве» говорит прямо:
«Ночью волком рыскал… великому Солнцу путь перебегал»

Мифический герой Волх Всеславьевич, рожденный от связи земной женщины и Змея, способен оборачиваться в серого волка и превращать в волчью стаю своих соратников. Другой персонаж славянских сказаний, Змей Огненный Волк, обладает подобными способностями. Вспомним сказку о Иване-Царевиче и Сером Волке, где, судя по всему, зверь является волкодлаком, помогает главному герою совершать подвиги.Таким образом, можно представить, что волколак в славянской мифологии — персонаж либо нейтральный, либо даже положительный.

Волколак
Волколак

Чем отличается волколак от других волков и людей?

Людей-волколаков описывали по-разному. Считалось, что некоторые люди от природы имеют склонность к оборотничеству. Это связывалось с обстоятельствами их зачатия и рождения: например, если ребенок был зачат в «нечистый день», рожден в «сорочке», появился на свет с зубами, имеет две макушки, у человека срослись брови, обильная растительность на теле, то, скорее всего, он может стать волкодлаком.

Вот если жена переспит с мужем в ночь перед великим праздником, то дитя волколаком рождается. Такие волки уже в лесу не живут, они путаются по селу.

В большой праздник работать нельзя. Вот в одной семье работали. У них сын родился. А сын превратился в волка.
Однако истинную сущность такого оборотня может показать отражение в водной глади или зеркале. Если перед вами волколак, то зверь отразится человеком, а человек — зверем.

Волкодлак в зверином облике обладает очень разумным поведением, не характерным для обычного волка, его колени выгнуты, как у человека, вперед, он может с легкостью встать на задние лапы, иногда у него белая шерсть или полоса на шее, нет хвоста. Если такого волка убить, то под шкурой можно обнаружить человека. К тому же, раны, нанесенные волкодлаку в зверином облике, обязательно останутся и в облике человечьем. В быличках по этим травмам находят волколака.

Как становятся волколаками?

Есть три способа стать человеком-волком. Во-первых, есть волкодлаки урожденные: либо зачатые или родившиеся в особые дни, с особыми признаками. Они не могут противиться своей природе: рано или поздно она проявит себя.

Мне бабушка рассказывала. У одного деда был сын. Он женился. Вот его жена стала замечать, что он ночью выходит из хаты и пропадает до самого утра, а с утра до вечера может ничего не есть. Она рассказала своему отцу. А он, когда стемнело, начал следить за ним. Вот он пошел в огород, и ее отец пошел за ним. Три раза перекувырнулся в двенадцать часов и стал волколаком, здоровым, как теленок. Потом стал звать других волков и пошел с ними. И ее отец за ними. Пришли к лесу. А в это время там ехало три подводы. Две они пропустили, а людей на третьей подводе разорвали, коней и людей съели. И тогда он снова пошел домой. Три раза перекувырнулся и снова стал человеком. Утром ее отец стал расспрашивать его. Он объяснил, что превращается в волка, потому что он родился в такой день, когда родившийся ребенок становится волколаком.

Во-вторых, волколаки — часто колдуны, превращаются в волков по желанию, с помощью особых обрядов и заговоров. Приводятся примерные описания ритуалов обращения в зверя:

Зашел он за могилу, находившуюся около дороги, вынул из кармана два ножа, воткнул их в землю и перекувыркнулся между ними через голову.

И, наконец, последний способ — быть заколдованным Ведуном и обратиться в волка поневоле. Часто это случалось с молодоженами и гостями в день свадьбы, если они не почтили местного колдуна, как-то досадили ему либо в качестве порчи со стороны тех, кто не хочет, чтобы этот брак состоялся. Они бегают по лесам, часто в оборванной праздничной одежде (по которой их узнают), пока их кто-либо не расколдует или не пройдет установленный колдуном срок.

А бывало раньше, что свадьбы портили. Вот перебьют невесту, а бывшие сваты-то рассердятся. Ну, вот поедут венчаться, а обратно нет никого, все в волков превратятся и спрыгнут с повозки. А то такие бабки были. Вот едет поезд, а она какой-то клубок под лошадей бросит, все люди соскакивали и волками в лес убегут.

Такие «волки поневоле» старались держаться подальше от своих диких собратьев, не боялись людей и даже подходили к ним, иногда отказывались от охоты на дичь и поедания мяса, чтобы снова стать людьми.

Волколак
Волколак

Способы превращения волкодлака

Один из способов превращения — перекувыркнуться через определенное препятствие — нож, топор, нарисованную черту, пень, то есть, буквально оборотиться. Причем если черту стирали, заветный предмет уносили, то волкодлак обратно стать человеком не мог. Читали особые заговоры. Набрасывали на себя волчью шкуру. Прирожденные волкодлаки превращаются в волков в определенный час и день, часто в полнолуние или новолуние, и не могут контролировать превращение.

Когда колдуны превращали других людей в волков, они читали заговоры на определенные предметы и кидали их под копыта коней свадебного поезда. Часто для этой цели использовались пояса и платки. Чтобы превратить волкодлака обратно в человека, надо было накинуть на него любой предмет гардероба и прочитать особый заговор.

Защита от волкодлака

Волкодлак не всегда опасен, но если человек обратился в зверя с намерением удовлетворить свои кровожадные наклонности, следовало помнить, чего он боится. Перед походом в лес, на охоту надевали обереги, обычно из серебра. Волкодлака подчас очень сложно, практически невозможно уничтожить физически, так как он обладает сверхъестественной силой и быстротой. Однако если его ранить и пролить кровь либо громко назвать по настоящему имени, то можно нейтрализовать.
Чтобы защититься от превращения в волков на свадьбе, старший дружка, в роли которого часто выступал местный Ведун, предпринимал ряд особых ритуалов.

Волкодлак — особый персонаж славянской мифологии, один из самых древних. Он появился еще в те года, когда люди считали себя частью живой природы, а не отделяли себя от нее, как нынче. Изучая славянскую мифологию, не перестаешь поражаться, насколько мудры были наши предки. Их мудрость передана в известных мифологических сюжетах, которые мы можем изучить.

Алконост — существо с телом птицы и головой человека. Практически всю жизнь эти создания обитают в небе, только женщины-птицы иногда спускаются на поверхность земли, чтобы отложить свои яйца.
По своей сущности алконост не несёт угрозы для человека, но может атаковать, если почувствует угрозу.

Кто такая птица Алконост и что про нее рассказывают?

Алконост
Алконост

Алконост — в русском искусстве и легендах райская птица с головой и руками девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Алконост — родственница птицы Сирин, которая поет грустные песни и пророчествует беду. Она не ее противница, две птицедевы, скорее, органично дополняют друг друга. В славянской мифологии немало образов пернатых созданий, и Алконост наряду с другими полудевицами-полуптицами относится к ним. Ее называют сестрой других мифологических птиц.

Пение Алконост прекрасно, как и пение ее сестры Сирин, но оно не представляет угрозы жизни и благополучию услышавшего, а, напротив, наполняет душу радостью и счастьем, миром, покоем.

Про Сирин и Алконост говорили, что они сидят на ветвях яблони, дающей золотые плоды и растущей в райском саду славян — Светлом Ирии. Периодически птица Алконост проявляется на Земле. Она летает по миру, утихомиривая бури и грозы. На зимнее солнцестояние Алконост сносит яйцо прямо в воду моря-океана. В этот период стоит безвестный штиль. Затем яйцо всплывает и птицедева уносит ее в Ирий. Некоторые смельчаки отваживались на похищение яйца волшебной птицы, но тем, кому удалось, вместе со вселенской мудростью досталась смерть.

Есть еще легенда — в августе, когда зреют яблоки, поутру прилетает в сад птица Сирин, которая поет печальные песни и роняет слезы. Потом ее сменяет Алконост с радостными и счастливыми птицами. На ее крыльях — живая вода, которой она орошает яблоки. С той поры они наполняются чудесными свойствами.

Так же рассказывали, что Алконост — посланник Богов, и Сварог, Отец Небесный, часто отдавал распоряжения этой птице, чтобы она передавала его приказы.

Вот как рассказывали про волшебную птицу:

Алконост близ рая пребывает, иногда и на Ефрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот все на свете забудет: тогда ум от него отходит и душа из тела выходит.

Вообще же, птица Алконост предвещает удачу и счастье. Но узнавать от нее секреты высшего мира способны лишь люди мудрые, обретшие огромные знания. Как остальным птицедевам, ей дана власть над погодой. Эмоции, которые вызывает пение Алконост в душе услышавшего его, сравнивают с любовью. Но это пение, несмотря на то, что люди, услышав его, забывают себя, не представляет опасности, в отличие от песен темной птицы Сирин.

Какова на вид птица Алконост?

Алконост
Алконост

Алконост, подобно другим мифологическим птицам, напоминает причудливый гибрид птицы и прекрасной девушки. На голове ее красуется корона — символ высшего происхождения, тайных знаний. В одной из рук у Алконост — цветок из самого Ирия. Оперение у нее светлое, в отличие от Сирин, что указывает на ее характер — светлый и радостный. Часто сравнивают ее с зимородком по красоте и яркости оперения. В отличие от Сирин или Гамаюн, птицу Алконост всегда изображали с человеческими руками. Вообще же, по мнению одних исследователей, легенда о птице Алконост — переосмысленный и перенесенный на русскую почву рассказ о деве Алкионе, которая, узнав о гибели мужа в море, сама бросилась в пучину. За это боги перевоплотили ее в зимородка, а мужа — в чайку. Поэтому в тот период, когда зимородок сидит на яйцах, море всегда спокойно.

Птица Алконост, вместе с другими подобными персонажами мифологии — излюбленный образ славян. Ее с удовольствием изображали на лубках, панно, вышивках, мебели. Птица Алконост также служила оберегом.
Птица-дева Алконост вдохновляет поэтов и художников, сказителей по сей день. Вообще же, образы славянской мифологии необычны и прекрасны. Изучая их, мы приближаемся к пониманию наших предков, их картины мира.

Кикимора — злобный дух, вселяющий ужас в человека. Тело кикиморы невероятно тонкое, а голова размером с напёрсток. Она ходит абсолютно голой и основную часть жизни остаётся невидимой. Кикимора не опасна для людей, но иногда может сильно напу

Кикимора
Кикимора

Какие сказки про Кикимору рассказывают?

Каждый, наверное, слышал слово «кикимора», видел Кикимору болотную на картинках, читал про нее сказки. Что рассказывают про Кикимору подлинные славянские поверья?
Кикимора домашняя — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям.

Кикимора — дух, людей не сильно любящий. Кикимора домашняя досаждает жильцам дома, портит их вещи, мешает спать, пугает по ночам. Есть Кикимора болотная, описание которой отличается от домашней. Она тоже вредит людям — при встрече может сбить с дороги, напугать гуляющего по лесу ребенка.

Кикиморами болотными и домашними становятся «заложные» покойники, умершие либо загубленные маленькие дети, мертворожденные, выкидыши. Домашнюю Кикимору могли подсаживать строители, чтобы навредить не расплатившимся с ними хозяевами, колдуны как вид порчи. Для этого они клали в незаметное место куклу, тряпку, картинку. Чтобы избавиться от злой Кикиморы, советовали разыскать дома такой подклад.

Отец мой дом строил, и плотников чем-то осердили. Они в последний ряд, под балку, куколку-кикиморку положили. Ночью как давай кричать: ребенок ревет, аж за душу тянет. Спать никак не могли в этом доме. Посудили старики. Пришлось снимать, раскрывать крышу и этот ряд бревен. Нашли куколку. Маленькая такая, из тряпочек сшита.

На болоте, а иногда дома Кикимора могла заводиться сама по себе, например, на месте, где кто-то, особенно ребенок, трагически погиб, совершилось преступление, самоубийство. Часто встречаются Кикиморы в заброшенных домах.

Как выглядит Кикимора болотная?

Кикимора
Кикимора

Фото Кикиморы болотной ещё никто не сделал, но народных описаний ее много. Кикимора болотная на картинках да и в жизни, как говорили, напоминает маленькую сгорбленную старушонку, покрытую травой и мхом, одетую в грязные рваные тряпки. Хотя людям Кикимора болотная и домашняя показывается только в исключительных случаях, обычно предвещая несчастье, иногда можно её постараться увидеть:

Хозяин подстерег Кикимору рано утром и увидел: сидит на лошади небольшая бабенка в шамшуре и ездит вокруг яслей.
Впрочем, если верить сказкам про Кикимору, она способна принимать любой облик — знакомого человека, обычной женщины или мужчины, красивой девушки с распущенными волосами. Перевоплощался дух болота и дома в разных животных.
Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла — он на лавку, на стол, везде. А потом в этом доме стала маячить собака.

Чем может угрожать встреча с Кикиморой на болоте или дома?

Каковы способы защиты от Кикиморы? Дома Кикимора портит жизнь всем ее обитателям — прячет вещи так, что их никто не найдет, стучит и шумит дома, портит и путает пряжу. Говорили, это от того, что Кикимора домашняя тоже хочет хозяйничать, но толком не умеет.

Болотная Кикимора пугает путников страшными звуками. Охотников она заманивает в чащу, крякая по-утиному, например. От Кикиморы болотной защищались оберегом, равно как и от проказ Лешего. Не ходили в лес или около болота в неурочное время.
От домашней Кикиморы избавиться сложнее. Сказки и поверья про Кикимору говорят, что если дома «пугает»: раздаются странные звуки, портятся вещи, словом, случается все то, что мы называем «полтергейстом», нужно поискать незаметно подложенную недоброжелателями куколку или другую вещь, избавиться от нее особым ритуалом. Говорили, что Кикимору можно изловить, выстричь крестом на затылке волосы, и она превратится в человека, но в чем-то неполноценного.

Кикимора болотная боится оберегов — «куриных богов» (камней со сквозной дыркой), его носили при себе, вешали дома; можжевельника, папоротника.

16 февраля проводили ритуал избавления от кикимор. Считалось, что в этот день они особенно смирные. Ведуны проводили обряды против докучливых домашних духов.

Кикимора

КикимораСказки про Кикимору болотную

Кикимора болотная — более популярный нынче персонаж. Про нее сказки рассказывают, картинки рисуют. Рассказывали в таких сказках, что Кикимора болотная похищает в деревнях детей, подменивая их на своих собственных или даже на полена.
В некоторых сказках Кикимора выступает в качестве добродушного персонажа, укачивающего детей, пытающегося помогать хозяйке дома, что роднит ее с домовым.

Кое-где считали, что Кикимора — это и есть жена домового, либо сближали ее образ с Домахой (домовым женского пола). Кикимору болотную, которую можно увидеть на современных картинках, часто сближают с русалкой. Она выступает настоящим духом-воплощением природы.

Кикимора домашняя и Кикимора болотная — два разных персонажа. Если Кикимора домашняя — персонаж более древний, сказки про нее сохранились с самой старины, то Кикимора болотная — больше героиня современных мультфильмов, рассказов.
Кикимора — известный персонаж славянской мифологии. Чтобы познать мир славянских поверий, мировоззрение наших предков, полезно изучать истории и мифы, сохранившиеся о духах природы, дома, всего сущего. К тому же, это занятие чрезвычайно увлекательно!

Бит Жизни на YouTube