В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, по новому стилю это 14 марта.
Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными делами.
Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года. После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны (Весенницы).
На Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году было принято решение о переносе начала Нового года с 1 марта на 1 сентября. В в декабре 1699 года именным Указом Петра I было установлено, что празднование Нового года в России переносится с 1 сентября на 1 января.
ОВСЕНЬ (АВСЕНЬ) — сын Дажбога, брат Коляды. Если Коляда символизировал нарождение солнца нового, предстоящего года и его движение от зимы к вершине лета, к летнему солнцестоянию, то образ Овсеня представляет собою выражение обратного процесса, движения солнца к зиме. Овсень (осень) соединяет, строит мост между летом и зимой, между Явью и Навью.
К этому дню практически заканчивали все полевые работы и приступали к засидкам, т.е. работали в избах при свечах. Накануне этого дня, с вечера, гасили весь огонь в доме, а с утра зажигали «новый», с особыми приговорами.