Василий Поленов & Авангард в Новой Третьяковке

В Третьяковской галерее открылись выстаки Поленова и Авангардистов
В Третьяковской галерее открылись выстаки Поленова и Авангардистов
Москва, "Бит Жизни!", - Дмитрий Жеребцов.

В Новой Третьяковке открылась выставка работ Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927). Экспозиция приурочена к 175-летию  художника. Посетители смогут увидеть более 150 работ мастера.  Конечно же одной из самых узнаваемых работ художника считается картина «Московский дворик», написанная во второй половине 19 века.

Записей не найдено.

Главный выставочный проект Государственной Третьяковской галереи в новом сезоне —
масштабная ретроспектива творчества , одного из наиболее  крупных художников второй половины XIX – первой четверти XX века, Василия Дмитриевича Поленова, открывшего пленэризм в русской пейзажной школе, предложившего новую трактовку евангельских сюжетов, ставшего предтечей
искусства Серебряного века и воспитавшего плеяду ярких живописцев рубежа веков.

Дополняет прекрасные впечатления от полотен необычная атмосфера выставочных залов.  Экспозиция символически отражает не только историческую ретроспективу работ, но позволяет ассоциативно перенестись в дом художника.  Ходя по выставочным залам зритель как бы совершает экскурс по жизненным вехам Василия Дмитриевича.   Темные стены, точечное освещение полотен, необычные инсталляции старого города создают неповторимую атмосферу и заостряют впечатления от увиденного.

Одним из ключевых в экспозиции, помимо пейзажей «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», стало монументальное полотно «Христос и грешница („Кто из вас без греха?“)» 1887 года, предоставленное Русским музеем. Картина впервые более чем за 130 лет привезена в Москву. Она стала главным произведением в разделе «Евангельская тема в живописи Поленова», который занимает центральную часть экспозиционного пространства. Желая показать исторический характер евангельских событий, нравственную силу и торжество гуманистических идей, которые нес людям Христос, Поленов соединил в полотне традиции академической живописи и возможности реалистического искусства. Художник, по его словам, хотел дать в картинах на евангельские сюжеты «живой образ» Христа,  «каким он был в действительности», поэтому представил его простым странником и Учителем. Как и на
выставке 1994 года, в этом разделе максимально полно представлены картины, этюды и эскизы цикла «Из
жизни Христа».

В экспозицию включены жанровые произведения и портреты мастера. Широко представлено его
пейзажное творчество 1870–1910-х годов: от камерных композиций «пейзажного бытового жанра», как его
определял сам Поленов, к панорамным картинам поздних лет, таким, как «Осень в Абрамцеве» (1890) и
«Золотая осень» (1893, обе — Государственный мемориальный историко-художественный и природный
музей-заповедник В.Д. Поленова).

Василий Поленов был просветителем и гуманистом. Он доказал своей жизнью, что служение
искусству и желание совершенствовать мир помогают пережить любые потрясения. Поленов был
добровольцем на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, в 1890-е основал в своей усадьбе в Борке
первый музей в деревне, в 1920-е сделал для просвещения местных крестьян световой театр-диораму
«Путешествие вокруг света». Она предоставлена на экспозицию Государственным мемориальным
историко-художественным и природным музеем-заповедником В.Д. Поленова, и на выставке диораму
можно посетить по сеансам.

К выставке подготовлены обширная образовательная программа и многочисленные издания, среди
которых иллюстрированный альбом-каталог, альбом «Василий Поленов» из серии «Художник в
Третьяковской галерее» и другие.

Не меньший интерес у любителей искусства вызвала выставка «Авангард. Список № 1 К 100-летию Музея живописной культуры», проходящая в это же время в Новой Третьяковки.

В отличии от классической живописи Поленова авангардные произведения создают неоднозначные, порой тревожные, а порой и дикие впечатления.

Эта выставка, чуть меньшая по масштабу, но не по значению для любителей подобного искусства.  Открывая двери экспозиционного зала сразу попадаешь в атмосферу чего то острого, насыщенного, яркого. Стены оформлены в ярко-красных тонах, что сразу настраивает на то, что дальше бут свежо, ярко и несколько агрессивно. Полотна, инсталляции, скульптуры  — все это отражение авангарда.

В первые послереволюционные годы новое искусство стало символом молодой страны, а его создатели — художники-авангардисты получили карт-бланш на реформацию культуры и искусства в целом и на организацию музея современного искусства в Москве в частности. В отличие от старейшей лондонской галереи Тейт, собиравшей коллекцию современного искусства c 1917 года на средства частных учредителей, в России имел место исключительный исторический факт — государство стало главным покупателем и покровителем современной экспериментальной живописи. Идею уникального Музея создавали и разрабатывали сами художники, они же принимали решение о покупке произведений в коллекцию, находились на руководящих должностях. В организации МЖК участвовали самые яркие представители искусства авангарда, великие экспериментаторы, открыватели новой «живописной культуры», изобретатели смелых художественных решений — Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Давид Штеренберг, Владимир Татлин, Александр Древин и другие.

МЖК задумывался как образец музея «нового типа», отметавшего все традиции академических музеев. Новым был и критерий отбора произведений — он подразумевал новаторство творческого метода.
Поэтому коллекция музея уникальна тем, что туда приобретались работы не обязательно известных мастеров авангарда, но иногда и совсем молодых талантливых художников, многие из которых впоследствии приобрели громкое имя.

Настоящая выставка посвящена только центральному — московскому Музею живописной культуры. Он существовал всего 10 лет, с 1919 по 1929 год. С 1924 года МЖК официально стал филиалом Третьяковской галереи. Когда в 1929 году было принято внезапное решение о ликвидации музея и слиянии с Третьяковской галереей, в ее фонды поступило более 700 произведений живописи, графики, скульптуры, плаката, что стало первым большим поступлением в собрание новейшего искусства Галереи. Всем известные «Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича, «Импровизация 7» (1910) Василия Кандинского, «Скрипка» (1915) Любови Поповой, «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (1911) Наталии Гончаровой, «Отдыхающий солдат» (1911) Михаила Ларионова вместе с другими произведениями были переданы Третьяковской галерее по так называемому Списку № 1, списку лучших работ коллекции МЖК, которые в основном и составляли экспозицию самого музея. Этот список и дал название настоящей выставке.

Часть переданных в Третьяковскую галерею произведений была распределена в региональные музеи, архивы, у некоторых картин была более сложная судьба, но около 300 работ осталось в Галерее. За годы деятельности МЖК собрал крупнейшую коллекцию современной живописи, графики и скульптуры, в основном представителей русского авангарда. Всего через фонды московского музея прошло около 2000 работ.

Произведения из коллекции МЖК на короткое время были включены в экспозицию новейших течений Третьяковской галереи. Однако с середины 1930-х годов картины «эпохи формализма» исключили из музейной практики. На долгое время история Музея живописной культуры была забыта.

Это две  абсолютно разные выставки, диаметрально противоположные чувства и впечатления.  Эти выставки будут работать до конца февраля, так что все желающие любители, как классического искусства, так и авангарда смогут посетить гостеприимные стены Новой Третьяковки на Крымском Валу.

Выражаем благодарность Пресс-службе Новой Третьяковки, в помощи организации съемок, предоставление кураторов и подробный пресс-релиз.

Текст и фото: Мираслава Крылова

Видео: Дмитрий Жеребцов  

Бит Жизни на Яндекс.Дзен