Аплодисменты: Почему в самолете хлопают после посадки

Аплодисменты в салоне самолеты после посадки
Аплодисменты в салоне самолеты после посадки
"Бит Жизни!", - Дмитрий Жеребцов.

Идут последние минуты полета, самолет снижается. Нервы пассажиров напряжены. За бортом стремительно приближается земля. И вот, долгожданный момент, шасси самолета касаются взлетной полосы. Небольшая пробежка по ВПП, двигатели взвыли на реверс. Салон самолета оглушают продолжительные аплодисменты благодарных пассажиров.

Записей не найдено.

Думаю тем, кто летал отечественными авиамаршрутами, хорошо знакомы эти аплодисменты. Но, всегда ли так было, почему именно в России и некоторых других странах так распространены эти аплодисменты и чем они обусловлены? Во всем этом мы сегодня и попробуем разобраться.

А начнем мы с одного примечательного факта. Дело в том, что на западе подобные овации не услышишь. Конечно, если половина салона не заполнена нашими соотечественниками или речь не идет о какой-то экстраординарной посадке, когда пилоты, проявляя недюжинный профессионализм, спасают жизни пассажиров. В остальных случаях полет проходит вполне буднично.

Но, так было не всегда. Примерно в 60-х – 70-х годах 20-го века, подобные овации можно было услышать и на западных авиамаршрутах. В это же время в Советском союзе полет проходил без особого ажиотажа. И, как только самолет выруливал с ВПП, пассажиры начинали потихоньку собираться на выход. Для полноты картины, надо отметить, что овации после посадки, кроме стран бывшего Советского союза, распространены в некоторых странах Азии и Африки.

В нашей стране эта традиция появилась где-то в 90-х годах. И объяснение этого явления скорее всего стоит искать в области психологии, нежели каких-то традиций. В этот период был снят запрет на публикацию новостей о авиакатастрофах, и наши сограждане узнали о них страшную правду. Справедливости ради, стоит отметить, что полеты на самолетах не столь аварийно опасны, чем передвижение на наземном транспорте, где шанс попасть в аварию значительно выше.

Так, согласно статистики, в авиакатастрофах ежегодно погибает примерно 1200 человек, в то время как в автомобильных авариях эта цифра ужасающе высока и составляет 1.2 миллиона человек. Тем не менее, каждая авиакатастрофа вызывает больший ужас у обывателя, и потому в момент посадки приходит некое облегчение, что полет уже закончен и ничего страшного уже не произойдет.

Мы решили не полагаться только на одну статистику и измышления и попросили объяснить нам психологические аспекты этого вопроса у специалиста.

«Самолет — это неестественная среда для человека. Так или иначе, люди испытывают волнение, стресс. Кто-то в меньшей, а кто-то в большей степени. И с этим стрессом им надо как-то справляться. С чем у нас ассоциируются аплодисменты? Правильно — с радостью, а еще — с победой. Это своеобразный психологический якорь хорошего настроения. Кроме того, сигналы от движения тела тоже считываются мозгом как эмоции. То есть, радостно подвигался и мозг решил — человек радуется и запускается поддерживающая этот процесс положительная физиологическая обратная связь и человеку становится хорошо. Чувство, что мы все справились, преодолели все это — опять же подкрепляется аплодисментами. Этот положительный опыт позволяет думать, что и в дальнейшем можно летать спокойно», — отметил психолог Олег Путилин.

Выходит, аплодисменты после посадки самолета своего рода разрядка после напряжения полета. Вы же замечали, что хлопать начинаю не все, а два – три заводилы, после чего инициативу подхватывают остальные пассажиры. Скорее всего, первыми хлопать начинают именно те граждане, которые сильнее всего подвержены аэрофобии (от др.-греч. ἀήρ — «воздух» и φόβος — страх – страх полетов). Потом к ним присоединяются остальные. Кому-то хочется поддержать общую «веселуху», а кто-то считает, что это такая традиция.

С нашим мнением согласился и Потапенко Александр Владимирович психолог, эксперт-профайлер:

«Выскажу свое мнение как психолога и специалиста по стрессу, откуда она могла появиться…
Авиаперелет – это как правило серьезный эмоциональный стресс даже для тех пассажиров, кто летает часто и регулярно. Обычно в салоне самолета всегда присутствует хотя бы один-два человека, с признаками аэрофобии» — отметил он. — Когда шасси самолета касаются посадочной полосы, наступает колоссальное облегчение. Глубокая эмоциональная разрядка, требует какой-либо физической или двигательной активности. Но так как пассажиры во время приземления пристегнуты ремнями безопасности к креслам, то единственный способ хоть как, то безопасно и социально приемлемо разрядится – это аплодисменты! Причем заметьте всегда начинают хлопать один или два эмоционально не устойчивых человека, а дальше подхватывают другие. Хлопают, как показали исследования ученых, порядка 70% пассажиров.

Кстати, на западных авиамаршрутах достаточно спокойно относятся к хлопающим после посадки пассажирам, понимая, что те просто боятся летать на самолетах и таким образом снимают стресс после посадки.

В любом случае, как мне кажется, со временем эта традиция канет в лету и останется в истории. И произойдет это не раньше, чем полеты на самолетах станут чем-то будничным и обыденным. А сам полет станет более надежным и менее аварийным. Но, как бы там не было, не бойтесь летать на самолетах, ибо это один из самых безопасных на данный момент вид транспорта, хотя и не самый дешевый. Счастливого вам полета.

Бит Жизни на YouTube